← К списку публикаций Религии мира

Познание начинается с вопроса.С детства, постигая азы знаний, люди ищут свой личный путь к Богу. Все жаждут духовного света. Хотят знать основополагающие истины, понятия, таинства, суть богослужений, обрядов.Вопросов много! Но есть и ответы.

Есть ли что-то новое под солнцем?

Есть ли что-то новое под солнцем?

«Что было, то и будет; и что делалось, то и будет делаться, и нет ничего нового под солнцем» (Еккл.1,9) - говорит царь Соломон в Книге Екклесиаст. Трудно спорить с тем, кого по справедливости считают одним из мудрейших людей в истории. А если он прав, если все, что появляется в нашем мире, уже когда-то где-то было, то нечего и говорить об идее прогресса, ведь прогресс предполагает обновление, движение вперед - от старого к новому.

Но разве сама история не оспаривает утверждение Соломона? Он жил во времена Ветхого Завета, но вот в мир пришел Христос - Бог стал человеком, а этого раньше не видели ни солнце, ни луна! - и наступил Новый Завет. Те, кто этого не понял и «не узнал времени посещения» Божия (Лк.19,44), рассуждали вполне по-ретроградски: «Что это? Что это за новое учение?» (Мк.1,27). «Мы Моисеевы ученики. Мы знаем, что с Моисеем говорил Бог; Сего же Христа не знаем, откуда Он» (Ин.9,28-29). Именно те, кто зациклился на прошлом, на старом, те, кто посвятил всю свою жизнь лишь тому, чтобы день за днем воспроизводить старое, распяли Христа, потому что Он был для них слишком новым, слишком непредсказуемым.

Когда прошлое становится объектом повышенного интереса, в религии начинается консервация и стагнация. Религия превращается из живой, пульсирующей пуповины, соединяющей человека с Богом, в цепь, которая соединяет человека лишь с его прошлым. Эта цепь тянет человека назад, заставляет его буксовать. В восточном христианстве так случилось со старообрядцами, в западном - с амишами, которые искренне считают: чтобы угодить Богу, нужно ездить на конных повозках и не пользоваться электричеством.

Но вернемся к словам царя Соломона, с которых мы начали. Чтобы не выглядеть глупо, оспаривая утверждение прославленного мудреца, попробуем ввести в спор другого мудреца. Вряд ли кто-то усомнится в мудрости апостола Павла, а в его сочинениях встречается мысль, которая явно идет вразрез со словами царя Соломона: «Стремлюсь, не достигну ли я, как достиг меня Христос Иисус. Братия, я не почитаю и простираясь вперед, стремлюсь к цели, к почести вышнего звания Божия во Христе Иисусе» (Фил.3,12-14). У всех у нас, христиан, есть общая цель - сблизиться, соединиться с Господом. Для того, чтобы это произошло, мы не должны зацикливаться на прошлом -там нет ни Господа, ни нас самих, мы должны «простираться вперед» - к новым вершинам. Значит, мы не должны топтаться на месте, мы должны развиваться, а это и есть подлинный прогресс.

Кандидат богословия диакон Илья Кокин