← К списку публикаций Религии мира

Познание начинается с вопроса.С детства, постигая азы знаний, люди ищут свой личный путь к Богу. Все жаждут духовного света. Хотят знать основополагающие истины, понятия, таинства, суть богослужений, обрядов.Вопросов много! Но есть и ответы.

Какой семье в России быть?

В последнюю четверть века семейные отношения стали резко отходить от традиционных норм. Изменился уровень жизни, изменились ценностные ориентиры, жизнь внезапно стала другой, более жесткой, более прагматичной. Резко снизилась рождаемость, численность населения страны сокращается уже два десятилетия. Упала популярность зарегистрированных браков, возросло число разводов. По данным Росстата, в 2011 году в России уровень разводов составлял почти 51% от количества заключенных браков, в 2012 году он вырос до 53%. В нынешнем году официально развелся с женой сам Президент РФ, чего с российскими правителями не случалось уже более 300 лет. Отметим, что число разводов в последние годы существования СССР, при весьма мягком семейном законодательстве, держалось на уровне 35-37 процентов, а в дореволюционной России получить развод без разрешения церкви было вовсе невозможно, поэтому разводы при численности населения порядка 150 миллионов человек исчислялись несколькими десятками в год и были явлением из ряда вон выходящим.

Общее понижение нравственных требований к человеку со стороны общества в годы перестройки и либеральных реформ, насаждение идей потребительского отношения к жизни, воспевание главенства частного над общим повлекло за собой непредставимые всего лишь тридцать лет назад последствия для российской семьи. Приведем несколько примеров из жизни. Это реальные и совершенно не чрезвычайные случаи, произошедшие в нашем с вами городе.

Благополучная семейная чета (оба бюджетники) с двумя маленькими детьми решает завести третьего ребенка. Коллеги, вместо поздравлений, смотрят на главу семейства как на сумасшедшего: ведь и жилья толкового нет, двухкомнатная «хрущевка», и зарплата оставляет желать лучшего...

Парень и девушка из обеспеченных семей живут в гражданском браке больше года, решают зарегистрировать отношения, родители устраивают пышные свадебные торжества, дарят молодоженам квартиру, автомобиль, мебель. Ровно через месяц брака молодые подают на развод.

После развода родителей сын-подросток тиранит мать, грубит и даже позволяет себе рукоприкладство, учиться не желает, живет исключительно компьютерными играми. На попытки его усовестить реагирует взрывами ярости.

Тридцатилетний безработный алкоголик активно выживает родителей из квартиры, обвиняя их в том, что его жизнь не задалась.

Бабушка оформляет опекунство над первоклассницей, которую бросили молодые родители-наркоманы.

Конечно, не будем идеализировать ни царскую, ни советскую Россию, там тоже хватало подобных эпизодов, хотя они все-таки считались нетипичными. Сегодня таким случаям никто не удивляется, их слишком много, они вошли в привычку. Что это, если не результат того, что «прервалась связь времен», что «все позволено»? Может быть, власть предержащим стоит наконец серьезно задуматься о проблемах семьи, о причинах ее деградации и начать активно пропагандировать на государственном уровне проверенные временем и опытом семейные ценности, а не воспевать новомодные тенденции к безграничному расширению понятия «брачные узы»? Ведь как ни крути, а семья все еще остается ячейкой, из множества которых и состоит общество и государство. И говорить о крепком едином государстве без крепкой дружной семьи, видимо, не имеет смысла.

Дарья, 21 год, студентка ЮТИ ТПУ:

- Свою семью я вижу так: любимый и любящий муж, двое детей. Не понимаю, когда мать одна воспитывает ребенка. Семья должна быть полной. Но не смогу терпеть мужа, который стучит кулаком по столу и диктует свое мнение. Партнеры в браке равны, и оба имеют право голоса при обсуждении каких-то семейных вопросов. Все надо решать вместе. К проблеме разводов отношусь спокойно, мало ли какие ситуации бывают в жизни. Но если есть ребенок, нельзя лишать его второго родителя, нет такого морального права у матери. Девушка вообще должна, по моему мнению, очень серьезно подходить к выбору спутника жизни. Если парень очень любит выпить или наркоман - это все равно проявляется, это видно по человеку. И совсем необязательно жить в гражданском браке, чтобы узнать человека. Этого я тоже не понимаю. Брак - серьезный, ответственный шаг.

Евгений, 30 лет, сварщик:

- У нас большая семья. У меня два родных старших брата, двоюродный брат, поддерживаем тесные отношения с детьми дяди в Новосибирске, нашими ровесниками. Моему сыну четвертый год пошел, с женой живем дружно. Думаю, что еще родим детей, одного, по крайней мере, точно. Материнский капитал тут ни при чем, если не боишься работы, тогда и детей поднять - не вопрос, а дети - это главное в жизни. Помощи от государства не жду, надо надеяться на себя. Да, допускаю, что мог бы жить под одной крышей с родителями и детьми. Ничего в этом отрицательного не вижу, сплошные плюсы. Только вот жилплощадь не позволяет так жить - квартиры у нас маленькие. К разводам отношусь отрицательно. Незачем жениться, живи один, если допускаешь мысль о разводе.

Тамара Константиновна, 65 лет, пенсионер:

- Для того, чтобы семейные связи не прерывались, необходимо их передавать по наследству, что ли: младшие в любой семье должны дружить, сами дети должны ощущать потребность в общении с родственниками-ровесниками. А иначе получается так, что после смерти главы семьи, вокруг которого все поколения собирались, родственные связи распадаются:у каждого свои дела, заботы, да и живут родственники сейчас часто далеко друг от друга, практически не встречаются, а по «скайпу» все-таки общение совсем не то, что личное.

Наталья, 39 лет, машинист насосных установок:

- Я за патриархальную модель семьи, чтоб не прерывалась связь поколений, были послушные дети, уважаемые родители. Наша семья близка к этой модели, только у нас с главой семьи малость перепутано. Обычно подразумевается, что главный в семье -мужчина, а у нас ярко выраженного мужского верховенства нет, у нас равноправие. Хотя есть глава всего семейства - дедушка, наш патриарх, его слово - закон, его просьбы беспрекословно выполняются. Так что, можно сказать, мы живем в традиционной российской семье. Мне хорошо в этой атмосфере, я рада, что меня уважают дети, я рада, что могу заботиться о своих родителях. Меня все устраивает.

Наши дети принимают правила такой семьи без проблем. Однажды старшая дочь, она тогда училась в третьем классе, пришла из школы и завела разговор о правах ребенка, на что получила ответ, что ребенок - такой же человек, как и взрослый, и у него есть сначала обязанности, а потом уже права. Она меня правильно поняла, больше этот вопрос не поднимался. Вот говорят, мол, государство сегодня сознательно разрушает семейные устои, внушая детям, что они едва ли не с пеленок являются самостоятельными личностями и могут не считаться с родителями, их нельзя ни поучать, ни наказывать. В корне не согласна. В нормальной семье дети нормально воспринимают любой воспитательный момент, если он не связан с унижением достоинства, с несправедливостью. Государство тут никакого влияния оказать не может, что семья в детей заложила - то и получится на выходе.

Наталья Сергеевна Филипова, психолог школы № 14:

- Теряется связь с родственниками. Мы изменились, обособились. Сложнее стало воспитывать детей. Исчезает связь между ребенком и родителями, между семьей и школой. Теряются авторитеты, все духовные рамки размыты. Дети все охотнее заявляют о своих правах и все чаще забывают о своих обязанностях. Когда ко мне приходят родители и говорят, что ребенок игнорирует их, то порой я не знаю, что им посоветовать... Родители должны сами подавать детям пример полноценного нравственного бытия в семье, а этого зачастую нет.

Современное общество в принципе является психологически дискомфортным, не дает уверенности в завтрашнем дне. Отсюда и тот факт, что семейные ценности перестают быть основополагающими. Думаю, институт семьи все-таки восстановится в форме, близкой к традиционной, другого пути просто нет. Но для этого потребуется долгое время, смена поколений при смене идеалов и, главное, социальная стабильность.

Василий Николаевич Порхачев, кандидат философских наук, доцент, заведующий кафедрой гуманитарных дисциплин Кемеровского государственного сельскохозяйственного института:

- Духовные постулаты, вырабатывавшиеся веками и даже тысячелетиями, были освящены уважением к прошлому, к грандиозному опыту предков. Еще полвека назад нарушение многих социальных традиций считалось из ряда вон выходящим, особенно это касалось традиций семьи как фундаментальной части общества. Противоестественными казались многие обычные ныне явления, в том числе гражданские и гостевые браки, нежелание рожать и воспитывать детей, рождение безотцовщин, полный разрыв отношений с кровными родственниками; откровенно осуждались разводы и беспорядочные интимные связи, не говоря уже о связях однополых.

Беда общества - и не только нашего, российского, это общемировая тенденция - в том, что координаты духовных ценностей в последние десятилетия все больше и больше отклоняются от установок, продиктованных традицией. Безостановочное потребление отрицает все экономически неэффективное, а традиционная семья явно «не вписывается в рынок», ее всячески пытаются «модернизировать», что пагубно отражается на самой идее семьи. Более того, наше постмодернистское общество по сути своей глубоко цинично, лишено каких бы то ни было высших авторитетов, оно негласно одобряет и подспудно даже навязывает уход от любой ответственности, эгоизм и сибаритство как жизненное кредо. В результате общество теряет внутренние скрепки и с невероятной скоростью атомизируется, разбивается на бессвязные и якобы самодостаточные элементы. В такой далеко не радужной атмосфере пора, казалось бы, говорить о смерти семьи, ведь семья - это и ответственность за близких, и постоянная забота о них, и готовность к самопожертвованию. Однако исторический опыт говорит о том, что любое общество обладает довольно мощным инстинктом самосохранения и крайне редко доводит процесс своего разрушения до конца. Тем более, что ценности, на которых держатся действительно крепкие семьи, - любовь, взаимопонимание, взаимоуважение, сочувствие, внимание друг к другу - они на самом деле вечны и, смею надеяться, неуничтожимы никакими инновациями.

Вячеслав ЗАГУРСКИЙ