Марина Мареева – писатель и сценарист, родом из Сибири

Марина Мареева – писатель и сценарист, родом из Сибири

Герои ее книг, сценариев часто вступают в конфликт с мнением общества, их личным устремлениям, чувствам мешают существующие нормы, принципы, законы. Главное в произведениях — отношения мужчины и женщины. Ведь и сама человеческая жизнь начинается именно с этого. Любовь бывших одноклассников Лиды и Жени дала жизнь будущей сценаристке — Марине Евгеньевне Мареевой. Ее родители познакомились, будучи еще учениками в школе №2 города Юрги (Кемеровская область). А поженились, став студентами, в 1958 году 8 июля (теперь все знают, что это день Петра и Февронии — российский День влюбленных). Ее папа Евгений Петрович Мареев окончил электромеханический факультет Томского политеха, всю жизнь проработал в ОКБ машзавода. Мама — Лидия Антоновна — врач, долгое время работала в кожвендиспансере. В преддверии 8 Марта состоялась наша встреча с Лидией Антоновной Мареевой во время которой я многое узнала о знаменитой землячке.

На берегу томи

Родилась Марина 1 августа 1960 г. в Юрге, здесь жила до окончания школы №15. Много времени маленькая Марина проводила на даче, на правом брегу реки Томи, в районе пионерских лагерей, вместе с бабушкой по маминой линии. Очень много читала книг, как говорит Лидия Антоновна, именно эта природа, окружение, образ жизни на даче сформировала Марину, как личность.

После окончания Марина сообщила о намерении ехать учиться в Москву. Родители были против, их первыми словами  были:

— Ты что хочешь за бортом жизни остаться?
 А в это время в Томске открылся факультет журналистики, и уступив, Марина отвезла документы туда.

— Она в школьные годы была юным корреспондентом, ездила в Артек. Большое спасибо Марии Ивановне Исаковой — она с ними много занималась. И Марина успешно прошла все три тура творческого конкурса, заняла 1 место и стала студенткой журфака, — рассказала Лидия Антоновна. — Пока училась на 1 курсе, написала сценарий об учительнице музыкальной школы. И отправила работу Евгению Габриловичу, он пригласил ее в Москву. Хотя конкурс был около 250 человек на место. Мы всего этого не знали, Марина нас уже перед фактом поставила: «Еду в Москву».

Уже в дверях мы дали адрес друзей в Москве, где первые дни жила Марина, пока ремонтировали общежитие.

Позже в ресторане «Седьмое небо» в телецентре мы отмечали ее восемнадцатилетние и поступление во ВГИК.

Москва: работа, фильмы, награды

Ее наставниками в институте кинематографии были Евгений Габрилович, Семен Лунгин, Анатолий Степанов. А. Я. Степанов впоследствии стал отцом единственного сына Марины — Василия.

Сейчас за плечами Марины Евгеньевны Мареевой диплом факультета кинодраматургии ВГИК, около 20 снятых по ее сценариям фильмов, изданные книги, многочисленные награды, премии в России и за рубежом. Она — член Союза кинематографистов, академик киноакадемии «Ника», Марину приглашают в жюри кинофестивалей.

Первый фильм — «Отшельник» вышел на экраны в 1992 году, одна из недавних премьер –сериал «Линия Марты». Самые известные, наверное, «Две луны и три солнца»(1998 г.), «Тоталитарный роман» (1998 г.), «Принцесса на бобах» (2000 г.), «Зависть богов» (2000 г.); сериалы «Королева Марго», «Васильевский остров» (2009 г.), «Наследницы»(2001 г.).

На мой вопрос «Советуется ли с ней дочь в творческих вопросах?» Лидия Антоновна ответила:

— Синопсисы я всегда читаю. Синопсис — это краткое изложение сценария, без диалогов, описания природы. Одна из последних работ — о Янине Жеймо, больше ее знают как исполнительницу роли Золушки. У Жеймо во многом трагическая судьба.

— Интересна ли ей жизнь родного города?

— Конечно. Я посылала книгу о Юрге, периодически газеты отправляю, про недавний визит Шойгу им, например, газету отправляла. Вася тоже интересуется тем, что у нас происходит. Мы часто общаемся по телефону, обмениваемся посылками. Мне недавно прислали книгу любимого мной Ивана Шмелева, у нас такой книги не найти. А еще мемуары Басилашвили, мне очень нравится название издания. Он, как‑ то шел с авоськами мимо витрин и увидел в отражении согбенного старикашку и подумал: «Неужели это я!? Господи…» и так и назвал свою книгу.

— Вы какое‑ то время жили в Москве вместе с дочерью и внуком, чем вам ближе Юрга?

— Марина и Вася живут на два города — Москва и Питер, и там, и там есть квартиры. Их постоянное времяпрепровождение — музеи, театры, поездки в пригород, рестораны с разной кухней. Ходили в Чесменский дворец — там есть семейный клуб, где регулярно встречаются очень интересные люди. Около десяти лет я там жила, и это замечательно праздничная жизнь была. Но здесь я дома. Я настолько комфортно себя чувствую, я столько вижу добра, внимания от людей. Марина с Васей долго меня уговаривали, но сейчас мы договорились, что пока я здесь. Они собираются в гости.

Главный человек в кино

— Как вы считаете, полностью востребована в условиях нынешнего кинематографа Марина Мареева?

— Она имеет определенный профессиональный навык, и я могу сказать, что она востребована, как профессионал. Но уже давно, бывает так, что она делает работу, но она выходит не под ее фамилией. Например, продюсеры Александр Буравский и Дэвид Голдберг приехали из Америки и заказали ей сценарий «Ленинград». Привезли из Ленинки «Блокадную книгу», «Дневник Савичевой». Марина читала по ночам и рыдала. Она написала синопсис. Это реальная история, когда английская журналистка случайно осталась в Ленинграде, не успела на самолет. Когда половина была написана, Буравский вдруг ей говорит, что надо написать, что ленинградцы были уже готовы сдать город, не выдержав мук голода и холода. Марина говорит: «В таком случае моей фамилии под этим не будет». И сценаристом значился А. Буравский. Сейчас в кино главный человек — продюсер.

— Раньше было по ‑ другому?

— Раньше сценарист участвовал в процессе съемок, с ней советовались в выборе актеров, сцен, решении каких-то эпизодов. И даже в таких условиях могли случаться неожиданности. Например, в фильме «Зависть богов». Сначала он назывался «Кружение сердца», так как режиссер Владимир Меньшов очень любит Герцена, а в «Былое и думы» есть глава с таким названием. Но в переводе на английский «Зависть богов» звучало лучше. В. Меньшов (на снимке с Мариной Мареевой) делал этот фильм с прицелом на международный прокат. И даже, активно участвуя в съемках, Марина на премьере не смогла смотреть интимные сцены из этого фильма, сказав позже: «Я писала историю душ, а не историю тел».
 Из совместного творчества возникали другие идеи и предложения. Так, Вера Глаголева и Александр Розенбаум уговорили Марину написать для них сценарий. Не сразу, но она написала, там тоже была затронута тема блокады. Так был снят фильм «Саид-степ», где они снялись в главных ролях: бывшего боксера и матери начинающего боксера. Съемочная группа «Наследниц» убедила написать продолжение этого сериала. Сейчас такого нет: все деньги и деньги, скорость…Никаких взаимных решений, задушевных разговоров. Может быть это и правильно, может быть так и надо.

Но когда-то Жан Габен, когда его спросили «Что главное для успеха фильма?», ответил: «Три составляющие. Первое — сценарий; второе — сценарий и третье — сценарий».

Светлана ШМЕЛЬКОВА. Источник: «Новая газета. Версия»