← К списку публикаций

http://городская-библиотека.рф/resursy/publications/

Зарождение селения и названия Юрга

Сейчас вот историки, исследователи выискивают в справочниках, различных архивах значение слова «Юрга». Опубликованы предположения, доводы о происхождении его, а определенного утверждения нет. Мы, тогдашние первоклашки, как нам казалось, точно знали, откуда пришло название нашей станции, и верили в точность его. Так как оно переходило из уст в уста по поколениям, от вовсе неграмотных, но памятливых стариков, коренных ее жителей.

До 1913 года коренное население Юрги в большинстве своем состояло из та- тар, некогда прибывших из казанской губернии. Людьми они были вольготнолюбивыми. Просторы этих мест их прельстили, и они стали обосновываться на постоянное жительство. Многие, любящие торговое и добычное дело, стали оседать в Томске, поселяясь там целыми улицами, а связанные с животноводством, хлеборобством избрали места в нашем районе, в селениях: Широковском, Березняках, Каипе, Искитиме, Зимнике, Сарсазе и Юрге. Кому не по нраву пришлись эти места, отправились на юг, в Щегловск, Кольчугино и дальше. Кругом было вольготно: выпасы просторные, земли жирные, урожайные, леса нетронутые, зверь непуганый, обилие рек и озер.

Для обустройства на землях Сибири лошадь являлась источником всех благ. Она была и труженицей, и кормилицей, и транспортной силой, одевала и согревала людей. Поэтому поселившиеся занялись коневодством, выделив его в одну из ведущих отраслей животноводства.

Некоторые из поселенцев, сумевшие обзавестись хорошими лошадьми, занялись извозом: доставкой грузов в Томск, Щегловск, Кольчугино и в другие места. В Томске появился крупный конезавод, на котором выращивались не только ломовые лошади, пригодные для хлеборобов и извозчиков, но и скакуны-иноходцы чистых кровей.

Сама Юрга, удобно расположенная среди татарских поселений, стала центром крупных сборов, конных базаров и состязаний рысистых лошадей. Здесь же проводились празднества Уразы, различных сабантуев по поводу окончания посевной,уборочной. Конные гонки на всех празднествах – гвоздь программы. Организовывались они умело и продуманно. Главное – довольно честно. На этих сборах проводились и другие игры-конкурсы. Борьба мужчин всех возрастов: от мальчиков пяти–шести лет до взрослых мужей и борцов, славящихся на всю округу. Бег на короткие, средние и длинные дистанции до пяти верст. Все победители получали призы, приобретенные на средства устроителей состязаний и других жителей пожелавших сделать свои взносы. Особо ценные призы получали победители конных гонок. Чем больше и труднее дистанция – тем ценнее приз. Почтением были окружены и лошади-победители: их шеи украшали дорогие бухарские шали, шелковые попоны. Почтенные люди округи удостаивали их своим личным осмотром. Похлопывали лошадей по ляжкам, шее, поглаживали их головы, крупы, своими морщинистыми ладонями. Одобрительно причмокивали губами, приговаривая: Юрга-ат! Ах, якши, Юрга-ат! Понималось это как резвый, быстрый, шустрый.

Поселок Юрга, рос быстро и по тем временам бурно. Старые люди, не приезжавшие в него два–три года, многому удивлялись, сравнивая быстроту его роста с быстротой бега хорошего рысака, часто говорили: «Якши, Юpra, якши!» Что понималось: «Хорошо растешь, быстро». Не спорю с историками, не хочу им доказывать, но я лично слышал от очень старых жителей, а они знали от своих предков, что название селения Юрга подобрано очень правильно по всем статьям. Вспоминается, вернее не забывается, рассказ одного из старейших жителей Юрги – Мухаметзянова Шакира, живущего здесь с 1861 года, с тех пор, когда Юрга была еще просто деревенькой:

– Меня привезли сюда совсем мальчишкой, тогда здесь на месте моей землянки, никто не жил. Отец и дед полдня ходили в поисках места. Пришли сюда – понравилось: лес близко, много кустарника, хвороста, есть из чего ограду делать. Рядом большое чистое поле, которого не касалась лопата, не то, что соха. Чуть ниже – большой лог с крутым, безлесым восточным склоном, высотой более полусотни сажен. Наш западный склон пологий и идет к возвышенной равнине. Он даже кочками восторгался. Их, говорил, было много, и они, когда по ним шагаешь, словно живые сжимаются и распрямляются.

Было два болота, разделяющиеся между собой узким перешейком, шагов в двадцать. Вода в болотах была не застойной, а чистой и проточной. Выходит, что болота пополнялись родниками. Отец взял лопату, в пяти шагах от болота выкопал яму по колени глубиной – появилась вода. Еще покопал – вода пошла напором. Попробовали ее, а она вкусная, прозрачная. – Якши! – Сказал дед. И как топором отрубил: – Вон, у той березки на взгорке селиться будем. Вода в тридцати саженях, полянка большая, хорошо обдуваемая, и лес близко.

– И вырыли мы вот эту землянку. Вернее дед да отец вырыли. Я умел тогда хорошо управляться только с ложкой. Шестьдесят пять лет землянке. Я вырос в ней, вырастил сам троих сыновей и четырех дочерей, а жилье наше стоит как крепость. Схоронят нас, а землянке все еще стоять.

С виду землянка была непривлекательная и казалась не очень просторной. Огорожена плетневой оградой. Во дворе, построенная давным-давно, бревенчатая баня. Мне несколько раз приходилось бывать в землянке. В землю она углублялась всего четырьмя ступенями. От самого пола она была сложена из мастерски сделанного саманного кирпича. Изнутри ровно оштукатурена и побелена белой глиной, отчего казалась довольно светлой. В ней было шесть комнат разной величины со всякими кладовочками и закоулками. Кухня была просторной, с большой русской печью, сложенной из обожженного кирпича Кобелевского завода. Окна в землянке были небольшими, и не больше двух окон в комнате.

Сооружено это жилище было на месте развилки дорог к Сельхозхимии и на улицу Нахановича, у поворота с улицы Ленина, против Межколхозстроя.

Фото 4. На переднем плане усадебные дома начала улиц Коммунистической и Нахановича. Судя по описанию, землянка могла быть где-то в левой части фото. 2013 г. Съемка В.П. Толмачева

Вот этот дедушка Шакир очень многое рассказывал о наших местах. Ходили мы к нему целыми экскурсиями. Принимал нас очень хорошо, беседовал от души. Мы, конечно, интересовались и происхождением слова «Юрга».

– Не было – говорил он, – у нас в обращении этого слова. Ни отец мой, ни дед не пользовались им. Но вот заезжие купцы и торговый народ по части лошадей, иногда употребляли его в значении похвальности хорошему скакуну, рысистой чистых кровей кобылице. Я впервые услышал это слово в похвале нашему жеребчику, которому было всего два года. Это лет шестьдесят тому назад. Один купец хотел купить жеребчика, но отец его не продал. Тот, восхищаясь жеребенком и удивляясь твердости характера отца, высказался: – Якши, бабай! Твой рыжий жеребец будет достоин названия «Юриге». Якши, якши!

Отец мне разъяснил, что купец нашего жеребчика сильно хвалил, называя быстрым скакуном.

Мухаметзянов тогда сказал, что слово это появилось, как ему говорил отец, еще во времена монголо-тюркского владычества над всеми восточными государствами. Слово Юрга утвердилось здесь уже в несколько измененном виде как название реки. По тем временам небольшой, но быстрой и неукротимой, разрушающей своими водами высокие взгорки. Первопоселенцы, прибывшие сюда из разных мест, дали это название и деревне, стоявшей на реке Юрга. Эту деревню стали называть Старой Юргой после образования разъезда, а затем и пристанционного поселка Юрга. Юрга вторая заселялась уже позднее и имела свое название: Черемушки. Черемушками называлась она вплоть до конца двадцатых годов , когда началось строительство КМК, и возник большой поток людей переезжающих на кузнецкую новостройку. Маленькую станцию в деревне Черемушки составители карты железных дорог назвали Юргой второй, а нашу – первой Юргой. Так оно и значится до сих пор.

От проживавших в Юрге и Старом Шалае башкир, мне приходилось слышать и другие доводы значения слова «юрга». Как то: Иорда – быстрые сборы большой группы войск башкирских всадников на самых быстрых лошадях для отражения нападения врага или внезапного нападения на него. Постепенно в течение многих лет слово «иорда» стало произноситься как «иорга». Еще позднее, с упрощением произношения слова, две первые буквы в «иорга» заменились на звук «Ю» и появилось очищенное слово «Юрга».

Башкиры-старики обосновывали существование в их лексиконе такого слова наличием названия селения Юрга-Мышь. Оттуда первопоселенцами башкирами завезено слово Юрга, которым названа речка, а позднее и деревня, а там и станция. Наше это слово, доказывали они. Особо настойчиво оспаривал такую версию житель Старого Шалая Антон Беклемешев. Все эти предположения требуют уточнения. А для кого и для чего нужны они?

Название нашего города не унизительное, не выпячивающееся из ряда вон. Мы, живущие здесь, называем себя юргинцами, и звучит не плохо, и живем мы не второстепенными людьми.

О первопоселенцах Мухаметзянов рассказывал охотно.

– Родился я в 1853 году в ауле Аймалык уже седьмым ребенком, третьим сыном, и рос последним – самым младшим. К 1861 году, когда отец перевез нас в Си- бирь, последняя из четырех моих сестер была уже замужем. Ей тогда шел семнадцатый год. По приезду мы сразу же поселились на этом месте, о чем я уже рассказы- вал. Хозяйство в ту пору у нас было небольшое: имели двух кобылиц, жеребца, перволетка жеребенка, двенадцать овец и малоудойную коровенку с телочкой. Молока мы видели мало, зато кумыс у нас почти никогда не выводился. Старший брат Шайдулла, прибывший сюда вместе с нами, избрал для жительства место возле речки, где к тому времени уже проживали, как бы отдельными хуторками, три семьи. Просторно устроились люди. Скота у них было помногу. Каждый имел по восемь- десять лошадей, много коров, овец, коз. Шайдулла имел шесть коров, и больше полусотни баранов и коз. Вокруг свободные выпаса и рядом говорливая, быстрая речка. Весной она даже буйствовала. Какая зима многоснежная – жди весной буйства речки. Деревья с корнями вырывала и уносила, куда ей вздумается. Другого имени ей, как Юрга, не было.

В 1880 году у меня родилась дочь, и я назвал ее в честь речки Юргинка. С того времени и начало речке приживаться эта ласковое имя. В начале лета того года к нам приехало много новых поселенцев: из Казанской губернии восемнадцать семей и не меньше из России. Казанские все поселились у речки, вдоль которой к тому времени уже проживало семей двадцать. А прибывшие из России расселялись на возвышенной, равнине, много севернее реки, от моей землянки на запад с версту и дальше.

Фото 5. Переселенцы. Начало XX века. Съемка неизв. Интернет

– Уже позднее, – вспоминал дед Шайдулла, – через Юргу с запада на восток прошла железная дорога, разделившая Юргу на южную и северную часть. Провели железную дорогу у самого склона к реке, и северная часть поселения оказалась возвышенной на уровень железнодорожного полотна.

← Читать далее Биография Юрченко В.А.
Биография Юрченко В.А.

По рассказу его дочери Алефтины с участием невестки Василия Александровича Марии. Родился отец в Томске. В возрасте 6 лет переехал с родителями в Юргу. Поселилась семья на ул. Вокзальной в большом доме напротив клуба железнодорожников. В семье он был единственным ребенком. Его отец (мой дедушка) рано умер. Со временем главой семьи стал отчим, работавший рабочим на железной дороге. Мать была домохозяйкой.

Читать далее → Время гражданской войны
Время гражданской войны

В Юрге я живу, по имеющимся данным, с октября 1916 года. Конечно, давно, но сами жизненные случаи начали откладываться с начала двадцатых годов и закрепились в памяти довольно устойчиво. Через столько лет я, как бы зримо, вижу даже детали одежды участников запомнившихся событий. А их лица и поныне стоят перед глазами, словно ожидают момента заговорить через десятилетия.