← К списку публикаций

http://городская-библиотека.рф/resursy/publications/

Бытовая повседневность

Сады и огороды. Садоводство у нас не культивировалось. Считалось, что в Сибири не только фрукты вызревать не смогут, но и зародыши деревьев развиваться не будут. Обычно заявляли, что зимы здесь суровые, сильноморозные, лето слишком короткое и капризное. Зимой всe вымерзнет, а летом не успеет отогреться, нагрянет осень. Какие тут фрукты.

И жители поддавались такой версии. Да и до разведения ли фруктовых садов было в ту пору? Жизнь после революции была плохо обеспеченной, каждая пара рук подростка, женщины, мужчины или старика нужна была для труда по обретению семьeй самого необходимого. Жили без фруктов предки, можно было прожить и тогдашнему поколению.

Что касалось ягодников, то стоила ли овчинка выделки. Зачем засаживать ягодники в огородах, когда прямо за поскотиной, а то и на задворках бери, сколько хочешь. Смородина чeрная и красная, клубника, земляника, костяника (кислица), черeмуха, боярышник, шиповник. Все и затраты – набрать да доставить домой.

Тогда варкой варений занимались очень немногие, больше сушили ягоды, а в зимнее время из сушeных ягод варили компоты, кисели, пекли пирожки. Набирали на болотистых местах чернику, позднее вели заготовку клюквы, а малину, хоть еe в таeжных местах было много, заготавливали мало. Больше она употреблялась как противопростудное средство. Стаканами тогда никакие ягоды не продавались, мерой было ведро. Нет, на столах перрона железнодорожного вокзала продавали ягоды и стаканами для проезжающих пассажиров. Там обычно продавалась всякая всячина из продуктов в жареном, пареном, варeном и сыром виде. A восседали там, как правило, торгаши-перекупщики. Они, бывало, не пропускали ни одного поезда, будь то ранним утром или поздним вечером.

Не сильно культивировалось в Юpгe и овощеводство. Жители обеспечивали себя от огородничества всем, но больше всего насаживали картофеля. Огороды тогда у всех были очень большими, и три четверти их площадей занимал картофель. Кроме того, каждый старался дополнительно засадить картофелем участок и на поле, где только предоставлялась возможность. И накапывали его очень много. Однако же излишнего картофеля не оказывалось. Его либо скармливали скоту, либо продавали приезжавшим сюда скупщикам из Средней Азии и с Дальнего Востока. Со станции отгружались многие десятки вагонов картофеля, отправляемого во все стороны. Проданный картофель был неплохим подспорьем в укреплении семейного бюджета. Да и скормленный крупному рогатому скоту, окупался увеличенными надоями, повышением жирности молока, а это значит, большим количеством масла, продаваемого на сторону. Скормленный же свиньям – оборачивался в хорошие туши свинины, которые отправлялись для продажи в Томск, Щегловск, Кольчyгинo, а оттуда возвращался купюрами, вернее, средствами, укрепляющими семейный бюджет.

Водоснабжение. Свои службы и семьи железнодорожников станция снабжала привозной питьевой водой, доставляемой в вагон-баках из Таскаево или Тутальской, а иногда из Черeмушек (Юрга-2).

Вагон-бак – это шестнадцатитонные двухосные товарные вагоны, с поставленными в них по два семисотведeрных чана, соединенных между собой у дна трeхдюймовыми трубами. Для отпуска воды из одного чана наружу через стену вагона выведены две трубы: дюймовая и трeхчетвертная. Внутри вагонов установлены печи-буржуйки .

Таких вагонов за Юргой было закреплено четыре. В них круглосуточно дежурили баковщики. Один человек на четыре вагона. В обязанность баковщиков входило: поддерживать чистоту в вагонах, отпускать воду, в зимнее время протапливать печи круглосуточно, а летом только для поддержания в вагонах сухого воздуха. Они же делали заявки дежурным по станции о надобности отправки их за набором воды, сами там еe набирали и заботились об отправке баков с водой обратно в Юргу. Работало всего четыре баковщика, дежуря по суткам каждый. Баки существовали до начала сороковых годов, до появления в Юрге первой водоразборной колонки на улице Первомайской. Следом за ней возле товарного двора по улице имени Ленина появилась железнодорожная скважина.

Вода для станционного посeлка Юрги, особенно северной еe части, имела для населения жизненно важное значение. В то время у всех без исключения, как основной источник доходов, было подсобное хозяйство: довольно обширные огороды, различный скот. Для содержания их требовалась вода.

Отопление. Такие деревни, как Сарсаз, Усть-Искитим, Старо-ягодное, Зимник, Поперечное, Арлюк, Солонцовка, Михайловка, Талая, деревни Верхний, Нижний и Старый Шалай отапливались в зимнее время хворостом, вырубленным в берeзовых и осиновых колках, да черeмушниками и боярышниками, срубленными в логах и оврагах. Круглогодично здесь для протапливания печей была в ходу, особенно при выпечке хлеба, солома, которая постоянно хранилась в зародах на ближних полях. Делались и самовольные, воровские порубки берeзок, кои также шли на топливо. Осинки вырубать не возбранялось, но сами жители браковали их и считали непригодным топливом. Недаром про них в народе говорилось: «Эта чeртова осина не горит без керосина».

По обеспечению топливом население Юрги делилось на три категории. Железнодорожники отапливались углем, выделяемым им за небольшую плату руководством железной дороги, так же отпускались им и дрова, доставляемые на станцию в вагонах.

Жители посeлка, обеспеченные средствами и своим транспортом, заготовляли дрова в лесных и таeжных поселениях, сами привозили их и делали соответствующие запасы, изредка промышляя хворостом и воровскими порубками молодых берeзок.

Третья категория – все остальные жители. Многие из них, впрягаясь в тележки или санки в зависимости от времени года, отправлялись в близлежащие кустарниковые заросли, колки и добывали всe, что могло гореть, не брезговали даже осинками, сжигая их вперемежку с хворостом и черемушником или боярышником. Им же приходилось прибегать и к протапливанию печей соломой, которую доставляли им соседи, имеющие свой транспорт. Разрешение на право вывоза соломы с полей за небольшую плату лошадники получали у хозяев полей.

В самую студeную пору, отапливаясь хворостом и соломой, поддержать тепло в квартирах не удавалось, и людям приходилось приобретать дрова. Конечно, дорого это стоило, но необходимость заставляла. Купить дрова можно было всегда, независимо от времени года, и даже не дожидаясь базарного дня. Подвозили их возами издалека почти ежедневно.

Река Лебяжья являлась как бы естественной границей делящей район на две части: безлесную и таeжно-лесную. За Лебяжьей произрастали леса хвойных и лиственных пород в возрасте ста и более лет. Деревни: Лебяжье-Асаново, Чахлово, Проскоково, Мальцево и населeнные пункты, расположенные за ними, размещались среди лесов, и жители их имели свои лесные наделы. Вот они и занимались заготовкой дров, а излишки их, как правило, вывозили на базар. Росли хвойные леса и на правобережье Томи, напротив деревни Усть-Искитим и на левобережье, начиная от Верх-Тайменки и далее на восток. Оттуда тоже частенько привозили на базар дрова.

В те времена уголь вывозили из Анжерки, (тогда говорили: с Анжеро- Судженских копей) на открытых железнодорожных платформах. Платформы, перевозившие уголь, были тряскими, поэтому с них скатывалось довольно много комочков угля. Ссыпавшуюся угольную мелочь ни железнодорожники, ни шахтeры не подбирали, она смешивалась с песком и являла собой дополнительный слой грунта на железной дороге. Ребята 12–15 лет, понимая, как трудно их родителям достаeтся топливо, захватывали с собой ведeрки, корзиночки или сумочки и направлялись к железной дороге, на участок от Заготзерно до самой старой Юрги. Осматривая железнодорожную насыпь, они подбирали кусочки упавшего с платформ угля. В удачный день некоторые набирали по три–четыре ведра угля. Это был не ворованный, а честно добытый уголь.

Таким образом, ребята, особенно те, кто побойчее, за тeплое бесснежное время года заготавливали немалые кучки угля, который родители приберегали для зимних холодов. Ребята не без основания, чувствовали себя помощниками родителей.

Климат и снегоборьба. Тогда, полвека и более назад, климат в наших местах был заметно суровее. Зимы были многоснежнее и морознее. Малоснежные зимы в те годы даже и не припоминаются. Все жители Юрги, поставившие свои дома фасадной частью на юг, в зимнее время обязаны были постоянно прокапывать в снегу проезды и проходы во двор. В некоторых местах снега ложились горами вровень с коньками крыш. Особенно на улицах Первомайской и Тальской. С декабря по конец марта они были вообще непроезжими. Да и морозы почти не баловали такими оттепелями в зимнее время, как сейчас. В каждую зиму вырывались морозы в 50–56 градусов. А сильного мороза при сорока градусах и не замечалось.

Из-за больших снегов и сильных морозов жители тщательно готовились к зимовкам: заготовляли и заранее доставляли на свои усадьбы корма для скота, дрова для отопления. Проконопачивали, обшивали досками стены жилищ, наваливали высокие земляные завалинки, утепляли закутки для содержания скота. Куриц, как правило, держали в домах. Кто под русскими печами, кто в специально сделанных курятниках под кухонными столами.

Теперь этого нигде не встретишь. И очень хорошо, что ничего подобного сейчас нет. Для нас всe описываемое было наглядной школой жизни, оставшейся в памяти навсегда.

Население не только Юрги, но и многочисленных окружающих деревень, было причастно к железной дороге. И не только тем, что в кои-то времена кое-кто мог по ней куда-либо съездить, получить или отправить какие-то грузы, встретить или проводить родственников и близких, но и своим трудоучастием, особенно в зимнее время. Каждый участок железной дороги на зимний период был закреплeн за одним из посeлков, а жители этих посeлков содержали свои участки в проезжем состоянии.

В те годы зимние месяцы: конец ноября, декабрь, январь, февраль и добрая половина марта изобиловали сильнейшими метелями, вьюгами и буранами, непрекращающимися по несколько дней. Самыми снегообильными месяцами являлись феврали. Дорогу заваливало, заносило снегом вовсе, а техники по борьбе с заносами не имелось.

За одну ночь нередко наносило снегу в метр и больше толщиной. Снега липучего, хоть снежки из него катай. А с утра жиманeт сорок, а то и более градусов мороз. Через пару часов вся округа сделается, что накатанная дорога. Даже по ровной площадке станционных путей набивало снега до полуметра толщиной.

Бураны да вьюги с метелями все участки железной дороги, проходящие по низинам да выемкам, так заносили снегом, что выбрасывать его приходилось слоями в два, а то и три метра. Весь этот снег жители Юрги и окрестных деревень постоянно сбрасывали, вывозили на лошадях. Назывались такие мероприятия снегоборьбой. Иначе и называть было нельзя. Такая борьба довольно часто длилась без перерыва по несколько суток подряд .

Так было из года в год. Работы эти оплачивались, но кто мог оценить фактически затраченный труд каждого человека? И выплату часто производили общим объeмом работы за весь участок. А каждому, принимавшему участие в труде, без всяких недовольств выплачивали из общей полученной суммы, что кому полагалось. Это говорит о том, что ещe тогда здешние жители были не только добропорядочными, но и сознательными людьми.

Необходимо заметить и то, что все жители для выполнения работ по снего-борьбе, имели свои железные и деревянные лопаты. Руководили всем этим местные Советы. Они доводили до каждого, кому какой необходимо брать с собой инвентарь. Они отвечали за выполненные работы и вели расчeтную часть.

Каждому взрослому жителю за период зимы приходилось работать на снего-борьбе по 30–40 дней, и было большой удачей, если заносы были пореже, и выходить на работы нужно было лишь 15–20 раз в зиму.