← К списку публикаций Религии мира

Познание начинается с вопроса.С детства, постигая азы знаний, люди ищут свой личный путь к Богу. Все жаждут духовного света. Хотят знать основополагающие истины, понятия, таинства, суть богослужений, обрядов.Вопросов много! Но есть и ответы.

Вектор движения

Надежда АЛЕШИНА

Во все времена каждый человек выбирал свой путь к Богу. Кто-то находил дорогу ко спасению раньше, кто-то позже, чей-то вектор движения был прямой и ровный, а чей-то весь в ухабах, покрытый колючками и терновником. Но у каждого свой вектор, и какой он будет — зависит от нас

Сегодня в России существуют многочисленные так называемые «духовные организации», которые вовлекают в свою деятельность большое количество людей

Современные секты, которые можно отнести к тоталитарным сектам или деструктивным религиозным организациям, на самом деле имеют мало общего с тем, как обозначают их словари.

Вот что нам говорит Википедия: секта — понятие, которое используется для обозначения религиозной группы, отделившейся от основного религиозного направления и противостоящей ему, или указания на организованную традицию, имеющую своего основателя и особое учение.

В некоторых источниках понятие «секта» трактуется шире. Так называется любая группа (религиозная или нерелигиозная, отделившаяся или новая), имеющая свое учение и свою практику, отличные от господствующей церкви или идеологии.


О сектах, о том, что это и как не попасть в них, мы говорим с протоиереем Константином Добровольским, благочинным церковного Юргинского округа.

— С нашей точки зрения, с точки зрения христианской церкви, секта — это то, что отсекли от чего-то большого. Это как скульптор отсекает куски глины от большой скульптуры.

Самое интересное, что секты сами себя и противопоставляют этому большому и целому.

Если посмотреть на сектантское движение всех времен и всех народов, то, по сути, в сектантском учении ничего нового нет, это повторение старых ошибок.

Например, всем известная секта Свидетелей Иеговы. Люди, которые стучатся в дома, раздают красивые брошюры. У них есть своя трактовка Библии и всего остального. И если раньше еще была какая-то возможность полемики с ними, когда они использовали нашу Библию, то потом они перевели Библию на своей лад, и любая полемика с ними оказалась бессмысленной. Они заменили полностью смысл Священного Писания, слова Божьего. Там невозможно полемизировать, потому что мы попросту стоим на разных камнях.

Принцип сектантского движения заключается в том, что их лидер лично свое мнение вводит в понимание Священного Писания, т.е. вот он прочитал, и он так понял, и вы все должны понять так, как он вам говорит.

Церковь же придерживается того церковного понимания Писания, как его понимали первые ученики Христа, последователи первых веков, как они и записали в своих посланиях.

Свидетели Иеговы это и есть псевдохристианская церковь. Кто же они такие?

В 3 веке в 325 году в городе Никеи состоялся Вселенский Собор. Соборы эти, а их всего 7, собирались, когда в Церкви возникали какие-то расколы, разногласия. Вот этот раскол был вызван одним александрийским священником Арием. Арий учил о том, что Христос не есть Бог. Т.е. абсолютно то же самое, что сейчас говорят Свидетели Иеговы. Смута поселилась, начала поражать воображение. Это учение было осуждено советом епископов. Обсудив все моменты, все «за» и «против», они отвергли это заблуждение и утвердили, что Христос есть Бог.

Есть и другие сектантские движения, которые позиционируют себя ревнителями веры. В России первая секта появилась в 375 году. Она была не такая, какие сейчас секты. Она была внутри церкви. Это были люди, которые считали, что все христиане недостаточно сурово чтят закон божий. Они считали, что нужно более строго исполнять какие-то вещи. Это была секта, но «секта» из таких же христиан. Власть того времени их осудила и наказала. Ведь путь к Богу может быть разный. Бог же не нарисовал черту, по которой нужно идти. Кто-то выбирает более суровый путь к Богу, те же монахи, к примеру, а кто-то более тернистый, более длинный. Мы не осуждаем ни тех, ни других. Каждый выбирает для себя свой путь.

Возникали секты и на почве иконопочитания. До 6-7 веков даже вопрос об этом не вставал. Иконы были всегда. А потом в восточной части Византийской империи, в той, где сейчас Турция, был император, который вдруг решил, что икона — это идол. И опять пришлось собирать Вселенский Собор, на котором засвидетельствовали, что икона — это не идол. Идол — это совсем другое. В Библии мы читаем, когда Господь повелевает сделать Храм, в котором будет Ковчег Завета. Внутри Ковчега находятся святыни. И сам Господь повелевает на Ковчеге изобразить двух Архангелов. Т.е, вот священное изображение по велению Божьему. Но император и многие люди сегодня почему-то предпочли это просто не увидеть, не услышать и решить все для себя по-своему.

В последнее время возникло много сект, например, так называемых неопятидесятников. Если группа набрала 50 человек, то они делятся на две по 25. Добирают их снова до 50 и снова делятся на две по 25. Потом опять их становится 50, и снова делятся по 25. Процесс бесконечный. В каждой группе выбирают своего пастора. У них тоже своя трактовка Священного Писания, в которое вводится человеческое понимание «я понимаю так, и вы тоже должны понимать так же, как я».

Что же должно насторожить человека, который пришел в любую религиозную организацию?

— Когда в ней произносятся слова «Я считаю так», «Я думаю». Современной свободы в понимании божественных откровений быть не может.

Что еще? Мы, православные христиане, веру не навязываем. Мы не ловим людей за руки. Да, у нас есть какие-то миссионерские поездки, у нас бывают акции, где мы можем раздать Евангелие, книги, газеты. Но мы об этом объявляем заранее. Хаотичное вылавливание людей на улице и насильное желание рассказать о Божественном промысле и о том, как хорошо у них — это секты. Ведь посмотрите, кто был первый сектант? Сатана, который противопоставил себя Богу. Изначально он выступает в разрез всему, противоречит.

У нас в городе есть религиозные организации, которые друг с другом не общаются лишь потому, что одни из них зарегистрированы, а другие нет.

Каково влияние секты на молодежь, на современное общество?

— Секты предлагают легкий путь. У них все весело, интересно, хорошо, песни, синтезаторы, танцы и есть методичность. Т.е., сделай то и получишь это. И у них это первично.

У нас тоже есть воскресные школы, молодежные клубы, где мы можем тоже повеселиться, но это вторично. Первична у нас истина. И истина — она одна. Если в одном месте говорят об одной истине, а в другом о другой, и истины у них разные, то это должно насторожить.

Я бы предлагал просто задуматься, когда предлагают такой вот легкий путь, и обратиться к первоисточнику. К сожалению, этого не произошло, когда был раскол между католиками и протестантами в 11 веке. Тогда от католиков вышли лютеране, кальвинисты и прочие.

Кстати, все участники сект называют себя протестантами, они говорят: «Мы опротестовали учения основной Церкви».

А как влияют секты на современное общество? Здесь можно ответить словами Христа: «Если царство разделится само в себе, не может устоять царство то; и если дом разделится сам в себе, не может устоять дом тот» (Евангелие от Марка, гл.3, ст.24-25).

Если мы, люди верующие во Христа, будем делиться на всякие духовные организации, от этого ничего хорошего не будет точно.

городская газета «Резонанс-Ю»

г.Юрга

фото Евгения Тамбовцева