Заключительная часть

В наши дни Юрга является северо-западными железнодорожными воротами Кузбасса, связующим звеном между Кемерово, Томском и Новосибирском посредством водного пути и автомобильных дорог. Только в Юрге Транссиб пересекает Томь по железнодорожному мосту.

Юргинский машиностроительный и абразивный заводы давно снискали заслуженную славу качеством и ассортиментом своей продукции. В Юpre находится управление «Томсктрансгаз», обеспечивающее природным газом Томск, Кузбасс и Новосибирск. Немалое значение имеет карьер в Пятково, поставляющий гравий на строительство и ремонт железных дорог.

В самом городе, расположенном на высоком, ровном побережье, много такого, о чeм можно рассказывать и чем можно любоваться. В первую очередь, это всe более вырисовывающийся облик первого микрорайона. Вдоль северо-западной стороны микрорайона проложен широкий проспект. Начинается проспект от высокого берега Томи Мемориалом в честь погибших в годы Великой Отечественной войны воинов юргинцев.

В одном из нескольких девятиэтажных домов микрорайона открыт прекрасно отделанный, один из крупнейших в области, универмаг «Детский мир», занимающий весь нижний этаж. Рядом с универмагом размещается кафе для детей «Сказка». Кроме того, на проспекте и в микрорайоне есть ряд современных специализированных магазинов, центральная библиотека, физкультурный диспансер, детская поликлиника, аптека, фотосалон, трикотажное ателье, краеведческий музей. Там же возвышаются в прекрасном архитектурном оформлении здания горкома КПСС и горисполкома. Немало красивых построек можно встретить и на остальных улицах города. Дворец бракосочетаний, райком КПСС и райисполком на улице Машиностроителей. Кинотеатр «Эра» на ул. Московской. Дворец культуры «Победа», спорткомплекс «Садко», обелиск «50 лет октябрьской революции» на улице Ленинградской. Привлекательным местом отдыха и развлечения стал городской парк им. Пушкина.

Рассказанное мною в предыдущих главах этой книги касается только пристанционной части, а не всего города. Города, раскинувшегося с запада на восток на девять километров, и с севера на юг более шести километров. Всего он занимает более 36 квадратных километров. Это весь город. А вот пристанционная часть, о коей шла и идeт речь, осталась в границах четырeх–пяти квадратных километров.

Много достойного и впечатляющего было построено в городе за военные и послевоенные годы, но целью моей было показать рост Юрги той, пристанционной, зародившейся на рубеже прошлого и этого века. Слов нет. Юрга пристанционная раздалась вширь и вдоль, появилось в ней десятка два двухэтажных и два трeхэтажных кирпичных дома. Сделаны на четырeх улицах асфальтные дороги, построены сотни индивидуальных кирпичных частных домов. И ни одного из них красивого. Появилось несколько предприятий районного подчинения, плюс, АТП и маслозаводик городского подчинения. Всe электрифицировано. Увеличилось число магазинов, их стало более десятка. Построили кинотеатр «40 лет ВЛКСМ», но не стало здания сельского клуба. Железнодорожный клуб – единственный очаг культуры – стал кинозалом второго экрана.

Всe те же деревянные, кое-где вросшие в землю домики по сей день стоят на улицах, и бегают возле них куры, поросята, телята. Прибавилось зелeных насаждений. Значительно возросла численность населения: к 1984–1985 годам на 25-ти улицах пристанционной части проживает более 14 тысяч человек.

Так до сих пор, несмотря на то, что жизнь людей стала обеспеченнее, стремление придать своему жилью красоту, привлекательность и нарядность не прижилось, скорее даже стало забываться. Дома строятся до сего времени без достойной наружной отделки. Если кто и начнeт улучшать внешний вид, так сводит его к обивке тeсом, покраске дома с пристройками и навешиванию упрощенных наличников, сбитых из четырeх дощечек.

Благодаря заботе горсовета появились у всех огороженные палисадники, но редко у кого они засажены цветами, декоративными растениями: как правило, там растeт черeмуха, и очень редко можно увидеть перед окнами ранетки.

Огородничество и садоводство с выращиванием ягод сейчас у нас стало делом обыденным. Даже трудно представить, что до войны ничего этого не было. Выращивают у нас яблоки, груши, вишни, сливы, абрикосы. И это в открытом грунте, в Сибири.

Развелось и любительское рыболовство. Рыбаков стало тьма-тьмущая, а рыбка поредела во стократ и измельчала в десятки раз. Щуки уменьшились в росте, сомы перебрались в другие нравящиеся им места.

А почему бы и не быть теперь рыбаком? Мы на Томь ходили по шпалам или по пыльным дорогам, пешочком за 7–8 километров, тратя на дорогу в один конец часа полтора. А теперь даже из самого дальнего уголка пристанционной части Юрги на автобусе оказываемся у реки через 25–30 минут, и никакой усталости. Город с пристанционной частью соединяют автобусы, курсирующие по первому и шестому маршрутам, а с Юргой второй – по сто первому.

Все населeнные пункты района, а также Кемерово, Белово, Топки, Новосибирск, Болотное, Томск регулярно в любую погоду, в любое время года обслуживаются автобусами и притом ежедневными, неоднократными рейсами.

В последние годы в Юрге задействованы: фабрика пошива… 

 В.А. Юрченко