Вступление. От автора

Здесь рассказывается о многих годах из прошлого Юрги не потому, что в ней происходили какие-то бурные, неописанные кем-то революционные события. Ниче го такого на моих глазах не происходило, и никто из старших поколений мне об этом не рассказывал. Никогда Юрга не выделялась какой-то кипучей деятельностью в революционном движении или какими-то контрреволюционными мятежами, подвигами партизан или крупномасштабными восстаниями против властей. Обо всем не расскажешь в этой книге. Я хочу рассказать только о Юрге и ее окрестностях. Первоначально Юрга была небольшой деревушкой. Благодаря ее местоположению, в конце прошлого века после сооружения железной дороги на Дальний Восток, Юрга стала станцией. Определяющими факторами явилось прохождение Томско-Кузнецкого тракта немного восточнее Юрги, и близость железнодорожного моста через реку Томь.

К этому следует прибавить и то, что уже в те времена были близки к осуществлению задумки о прокладке железнодорожной ветки 3 на Кольчугино 4 (ныне на Кузбасс). Ветка туда была необходима, потому что Кузнецкий округ, был богатей- шим источником железных руд и угольных запасов Сибирского края. В 1913 году 5 Юрга, после постройки Кольчугинской (Кузнецкой) железнодорожной ветки, стала узловой станцией 6 . Узловой, но отнюдь не значимой. Просто рядовой станцией из-за отсутствия нужных объемов воды для заправки паровозов. (см. ниже, фото 2, фото 3)

Второй населенный пункт с названием Юрга, находившийся на три километра восточнее станции Юрга, возник значительно раньше станции и потому стал называться Старой Юргой.

Самое трудное, как мне кажется, сделать записи воспоминаний переходного периода, начиная с детских лет. Не автобиографические записи, а объединяющие воедино записи жизни целого поколения, в котором ты не сторонний человек, а активнейший участник. Жизнь людей небольшого населенного пункта, города. Не забывая притом окружающей тебя природы со всеми ее достопримечательностями. Описать все с любовью и правдиво.

Не знаю, как у меня получится, но постараюсь здесь рассказать все, мне запомнившееся и сохранившееся в памяти до этого времени. Рассказать так, чтобы, перечитывая, сам мог пережить это вторично и забыть о том, что я уже вовсе не тот, да и жизнь прошла перед моими глазами, такая пестро-рознящаяся. А очень хочется описать. Пусть это будет хотя бы для моих правнуков, встретиться с которыми мнене придется. Старые юргинцы в наше время вспоминают те не очень ласковые, даже иногда безжалостные дни. Но они принадлежали нашей юности, а юность во все века была и будет прекрасной.


Фото 2. Транссиб, Западная горловина станции Хилок, Читинская обл.В конце XIX в. в мастерских инженера Е.К. Кнорре на левом берегу Томи возле ж. д.
моста, наряду с другими металлоизделиями для Транссиба, производились
и путевые переводные стрелки. Очень вероятно, что стрелки были однотипны
с представленными на фото. 1903 г. Съемка неизв. Интернет


Фото 3. Железнодорожная ветка на юг Кузбасса отходит от ст. Юрга-1. Слева, животноводческий комплекс, построенный совхозом «Искитимский» в «доперестроечный» период. Далее, поселок при комплексе, называемый в народе «Даманский», еще далее, пос. при ст. Юрга-2, с возвышающимся зданием крупозавода. 2006 г. Съемка В.П. Толмачева с вертолета

Было это в двадцатых и тридцатых годах XX века. Охотились мы, не промыш- ляли, а охотились самыми примитивными по тому времени средствами – петлями. О ружьях не следует и упоминать. Петли делали из добытой всякими путями мягкой проволоки, которую зачастую отжигали сами для смягчения. Для постановки петель нужно было кое-что знать, а иначе ни одна петля не принесет добычи.

Не стало тех мест с березничками белоствольными, зимой укутанными в снежные утренние инеи. Стояли березнички, словно строй молодых воинов, одетых в маскировочные белые халаты.

Рано утречком по зимней пороше отправляешься за добычей. Только выйдешь из тепла натопленной квартиры и сразу же вдыхаешь чистейший зимний воздух. Спешишь сквозь легко падающие, как пушинки, кружащиеся в воздухе снежиночки, к осиновым колочкам, где вечером ставил свои петлиснасти.

Только окажешься в осиннике, как сразу же попадаешь в лабиринты запутанных заячьих троп и свежепроложенных следов. Сколько же их было!!! Десятка шагов не сделать, чтобы не потревожить косого. А раз поднялся один, то на страже уже и другие. Малейший шорох, и на обозримом поле десятки зайчишек.

Самые излюбленные заячьи места с лежками находились на месте нынешней территории завода железобетонных конструкций (ООО «Железобетон», прим. ред.) и лучшего, просторнейшего в городе кинотеатра «Эра» с прилегающим к нему двадцать пятым кварталом. Не скажу, что завод плохой, да и название «Эра» звучит прекрасно. Но те места, облагороженные природой, просто невозможно забыть. Побродили бы вы, ныне живущие, и особенно молодые юргинцы, по тем местам, созданным суровой сибирской природой. Обозрели бы вы окрестности Юрги зимой на лыжах, пусть самодельных, как у нас тогда. А летом пешочком с ведерком или корзинкой. Только, чур, не на машинах и не на велосипедах. Тогда этого не было. Пособирали бы вдоволь ягод, а под осень и грибов.

Не могу я изложить все об организации поселения Юрги с первых ее землянок, саманных и деревянных домиков. Было это за много лет до моего появления. Дат начала застройки тоже не знаю. Никаких записей об этом не приходилось видеть. Население пристанционного поселка было небольшим и довольно разрозненным по материальной обеспеченности и социальной принадлежности.

Железнодорожники считали себя рабочим классом, иначе говоря, пролетариатом. Коренное железнодорожное население тогда насчитывало 122–125 человек. Это значит столько же семей, т. к. в каждой семье на железной дороге, как правило, работал один человек. А семьи состояли, в среднем, из пяти человек.

Остальные жители, все без исключения, относились к категории сельских жителей, которые хоть и не занимались хлеборобством, но считались крестьянами. Они устраивались на жительство по неписаным законам: где обосновался, там и устраивайся. Как заблагорассудится.

Мы, в абсолютнейшем большинстве, в те годы жили бедно. Нам не хватало предметов домашнего обихода, до взросления спали на полу или на деревянных топчанах, конечно, не без тараканов и клопов-кровопийцев. О простынях, пододеяльниках не помышляли, а радио и электричество в воображении не держали. Лично мне, шестнадцатилетнему парню, прожившему очень трудное детство, в годы студенчества пришлось, как взрослому, работать по ночам. В осеннюю непогодицу в качестве обуви доводилось носить голенища сапог с передами, прикрывающими стопы ног сверху, но без подошв. Стопы ног, вместе с передами упрятывали в галоши. Под пиджаком костюмной пары, очень многолетней носки, вместо рубашек носил пелеринки. Сейчас, при воспоминании об этом я содрогаюсь, а тогда вынужденно считал нормой жизненного уклада.

Мы тогда знали цену каждому куску хлеба, довольствуясь им с квасом да картофелем. Бывало, конечно, и мясо: в зимнее время, по воскресным дням, да в праздники. Брюки носили из самотканого холста или из сукна домашней выработки. Назывались такие брюки штанами. По цвету и прочности они могут служить прообразом теперешних «джинсов». Ситцевые рубашки имели многие, но одевали всего по несколько раз в году, больше по праздникам. К повседневной носке рубашек перешли уже после тридцать второго года, когда зажили несколько лучше, да и подучились грамоте, разным ремеслам, стали газеты да книги читать.

Комсомольцев двадцатых годов заслуженно можно отнести к героическому племени и показывать их дела современной молодежи. В те трудные годы казалось, что полуграмотные юноши ничего не совершают, кроме своих постоянных дел. А они до самого окончания классовой борьбы на селе жили под постоянным вражеским прицелом, чувствуя, а порой даже зная, своих врагов.
В.А. Юрченко

← Читать далее
Предисловие редактора-составителя

Вашему вниманию представляется книга о Юрге и ее окрестностях в 20–30-х годах XX столетия. Написал эту книгу Василий Александрович Юрченко в период 1976–1986 гг. Текст (150 листов) отпечатан на пишущей машинке, плюс несколько листов написаны «от руки». В 1986 году Василий Александрович ушел из жизни, а экземпляры рукописи были переданы его родственниками в краеведческий музей г. Юрги и архив администрации города.

Читать далее → Зарождение селения и названия Юрга
Зарождение селения и названия Юрга

Сейчас вот историки, исследователи выискивают в справочниках, различных архивах значение слова «Юрга». Опубликованы предположения, доводы о происхождении его, а определенного утверждения нет. Мы, тогдашние первоклашки, как нам казалось, точно знали, откуда пришло название нашей станции, и верили в точность его. Так как оно переходило из уст в уста по поколениям, от вовсе неграмотных, но памятливых стариков, коренных ее жителей