Дороги и транспорт

Дорога из Садовой в Юргу, она же была и дорогой к переправе через реку, проходила по правой стороне лощины с родником. Далее, не сворачивая на взгорье, восточнее первого массива мичуринских участков, тянулась по берегу лощины ещe с километр. Затем она выходила на равнину полей и сворачивала на дорогу, проходящую ныне по улице Шоссейной и, не отклоняясь, тянулась до самой Юрги. Но эта дорога считалась дальней. И вовсе не потому, что была длиннее, а потому, что на всeм семикилометровом протяжении проходила по полям, колкам, местам болотистым и скучным для одиноких путников и летом, и зимой. Существовала вторая, более наезженная и привычная юргинцам, дорога. Начинаясь у Томи, первоначально шла там же, где и первая дорога, затем сворачивала к машзаводской пожарке. Дальше шла по теперешней территории машзавода, пересекая еe наискосок, и входила в деревню Старая Юрга. Пройдя поперeк деревни, спускалась к родникам Старой Юрги и выходила к железнодорожной магистрали. Не пересекая железнодорожной ветки в песчано-гравийный карьер, тянулась дорога до нового железнодорожного переезда, находившегося немного западнее базы мясорыбохолодильника. От нового переезда подходила к старому ж. д. переезду, находившемуся тогда против механизированных складов хлебоприeмного пункта. Эта же дорога служила жителям станции Юрга и для привозки воды из родников Старой Юрги.

Вдоль единственной улицы Старой Юрги, с севера на юг, пролегал Кузнецкий тракт. Когда-то он имел немаловажное значение для перевозки грузов и товаров в Томск и обратно в Кузнецкий край. Тракт проходил через Талую, пересекал железную дорогу, по добротному деревянному мосту перешагивал через Юргинку. Пройдя Старую Юргу, через деревню Старо-Ягодное уходил на Зимник, где, как и в Талой, до двадцатых годов находился постоялый двор (см. ниже, фото 13).

Ныне пролегающая асфальтная дорога от школы № 3 была просeлочной, грунтовой. Она звалась Искитимской, на своeм протяжении имела несколько отворотов и пересекалась Кузнецким трактом, в трeх километрах от Юрги. До развилки улиц Московской и Шоссейной дорога шла там же, где и теперь. От развилки Московской и Шоссейной на север шла дорога к Томи, а прямо была дорога на Усть- Искитим. У автовокзала дорога опять раздваивалась: одна шла прямо на аэродром, вторая же уходила правее, на Усть-Искитим, к оконечности нынешнего посeлка кирзавода. Вдоль лога она спускалась в левобережную частьУсть-Искитима, пересекала еe севернее моста, выходя прямо к речке. Пересекая еe и всю затопляемуюнизину, входила в правобережную часть Усть-Искитима.

Фото 13. Вдоль этой улицы Старой Юрги проходил Кузнецкий тракт, пересекая Юргинку и Транссиб. 2009 г. Съeмка Ю.Я. Атучина

В летнее время эта дорога была самой загруженной, по ней круглыми сутками двигались повозки и обозы с грузами для воинских лагерей, проходили подразделения пехотных частей. Здесь же гарцевали натренированные лошади кавалерийских эскадронов, гулко постукивали колеса артиллерийских упряжек, важно покачивались кухонные и санитарные повозки, продовольственные фургоны и упряжки с боепитанием.

Транспорт. Легковые автомобили мы, юргинцы, впервые увидели летом 1927 года, при открытии воинских лагерей. Перед открытием парада на автомобиле приехал начальник гарнизона с помощниками, а следом за ним, на второй машине, командир дивизии.

Автомашины, как только из них вышли начальники, были окружены плотным кольцом любопытствующих, особенно ребятишек. Новизной это было и для взрослых, но, не компрометируя себя, они любовались машинами как бы мимоходом и, постояв немного, отходили к основному скоплению людей. Восторгам ребят не было конца. Если бы им разрешили, они вообще не отходили бы от машин и готовы были все до одного вступить в состязания с ними «наперегонки».

Когда же автомобили отправились в лагеря, нашлись некоторые смельчаки, пустившиеся бежать следом и через какие-то мгновения скрывшиеся в густом облаке пыли, поднявшемся позади машин. Когда через пять–шесть минут бегуны возвратились к оставшимся, узнать их было невозможно: белели только зубы, да сверкали, искрясь, глаза. Они так надышались пыли, что, откашлявшись, выплeвывали грязные сгустки, но были горды тем, что участвовали в гонке с легковыми машинами и ни за что не хотели бежать на Томь умываться. В таком виде они казались себе героями.

Грузовые автомашины АМО, тоже принадлежавшие воинским лагерям, мы встретили в Юрге уже в 1929 году. Одна из них, трeхтонка, остановилась у конторы Заготзерно. Собралось нас несколько ребятишек, и мы учинили ей наружный осмотр с расстояния пяти–шести шагов.

Фото 14. Автомобиль АМО-Ф-15. Выпускался 1924–1931 гг. Грузоподъемность – 1500 кг. Максимальная мощность при 1400об./мин. – З6 л. с. Максимальная скорость – 50 км/час. http://ot.auto.ru./

Неожиданно увидели вышедшего из конторы шофера, одетого с ног до головы во всe кожаное, и с очками на военной фуражке. Он покрутил рукоятку, мотор затрещал, шофер сел в кабину, и машина тронулась в направлении дальнего переезда. Мы с Петей Метелициным не утерпели и побежали следом, догнали еe, не сговариваясь, ухватились за задний борт, и, повиснув на руках, поехали из Юрги в сторону лагерей. Дорога грунтовая, ухабистая, и нас изрядно подбрасывало, но упорство побеждало, и мы держались. Шофeр видимо заметил наши пальчики на заднем борту и прибавил «газку». На первом же ухабчике мой напарник отпустил руки и, удержавшись на ногах, пробежал несколько шагов вслед за машиной. Я не разжал пальцы и продолжал путешествие. Всему бывает предел, мои пальцы задеревенели и, не слушаясь меня, разжались. Я на приличной скорости плюхнулся на дорогу и, проехав юзом, сгоряча вскочил, почувствовав жгучую боль на локтях, животе, коленках и на подбородке. Штаны на коленках и рубашка во многих местах продрались, и маме пришлось меня обмывать, обмазывать сметаной и бинтовать тряпками все ссадины. Знакомство с грузовым автомобилем АМО стоило мне двухнедельной домашней госпитализации. Но и после этого я ещe не одну неделю осторожничал, оберегая вновь появившуюся кожицу, чувствительную к любому прикосновению. Зато я был героем в искренне сочувствующих и восторгающихся глазах сверстников.

Первый велосипед в Юрге появился в 1928 году у Синицина Н.П., а в 1934 году, когда велосипеды начали продавать на закуп хлеба, они перестали быть диковинкой.