Пробуждение райцентра

Пробуждение райцентра

Постановление правительства об организации Юргинского района, от 19 января 1935 года как бы пробудило всю жизнь. Застучали топоры, запели разноголосые пилы, заскрипели сани, подвозящие разобранные постройки из дальних населeнных пунктов, свежие новые брeвна и доски. Началось оживлeнное строительство зданий райисполкома и всех районных организаций, коим негде было разместиться.

Отовсюду потянулись к нам специалисты по строительным делам. Распиловщики леса работали больше артелями, до четырeх и больше пар пильщиков. Кроме распиловки леса заказчика они занимались распиловкой и своего, который продавали всем нуждающимся, а главное в таких сортаментах, какие требовались покупателям.

Плотники и печники как основные строительные специалисты трудились в поте лица с тeмного до тeмного, забывая о воскресных и праздничных днях. В силу того, что кирпича для поделки печей не хватало, находились мастера сбивающие русские печи из глины. Такие печи, сделанные хорошими умельцами, служили людям десятки лет. Эти печи обогревали жилища, являлись лежанками в холодные зимы и служили очагами для приготовления пищи, выпечке хлеба и сохранению пищи в горячем состоянии от утреннего приготовления до самого позднего вечера. Некоторым людям, особенно переселенцам из южного и юго-восточного Подмосковья: из Пензенской, Самарской, Саратовской и Тульской губерний, русские печи служили и банями. В них они парились. Потому печки в таких домах делались массивными. Нет, эти люди не оспаривали преимуществ мытья в печах над банями. Всe дело в том, что баня – это отдельное строение, а стоимость постройки была далеко не всем по карману.

Наехало сюда порядочно и столяров, но не затем, чтобы обустраивать дома и строения, а исключительно для изготовления мебели, которую тогда никто не продавал в магазинах. Столяры делали всe необходимое для домашнего обихода, от кроватей, столов, стульев до самых изящнейших поделок из дерева, украшающих быт человека и поныне. Ценились мастера жестяных дел, бондари, кузнецы, умельцы изготовления саней, телег.

Потянулись в Юргу и новые поселенцы. Большинство из прибывающих обустраивалось на постоянное жительство, а потому и перевозили сюда не только своe имущество, но и все постройки.

Следует сказать несколько слов и о том, что в Юрге, Солонцовке, Михайловке, Искитиме, Ново-ягодной не имелось основной группы жителей-сибиряков, называемых чалдонами за давность проживания их в Сибири. А вот в селах Талой, Проскоково, в деревне Чахлово, и других поселениях по московскому тракту на восток до самого Томска чалдоны были.

Жили у нас люди пришлые из самых разных мест и селились смешанно, кто где. Видимо, оттого и не было у нас кулаков, заводчиков и других богатеев за исключением временных, появившихся для организации своего сезонного или доходного кратковременного дела.

В начале 1938 года сельским советом, за счeт средств самообложения, была организована постройка артезианского колодца на юго-западном углу перекрeстка при пересечении улиц Первомайской и Нахановича. Год постройки скважины неизвестен, да и сама скважина уже другая, но на том же месте, в полутора метрах от первой.

Фото 37. Место первой скважины в Юрге. Пересечение улиц Нахановича и Первомайской. 15.09.09. Съeмка В.И. Третьякова

Для подкачки воды из этой скважины, с глубины девяноста трeх метров, в довольно обширном надстроенном помещении был установлен двигатель внутреннего сгорания, питающийся нефтью, и к нему приспособили динамо-машину в двадцать киловатт мощностью. Электричество предназначалось для райисполкома и райкома партии. Это электричество было первой ласточкой, возвестившей юргинцам о надвигающейся волне электрификации.

До этого, да и позднее, ещe несколько лет даже железнодорожная станция освещалась сперва фонарями, заправляемыми керосином, а позднее газовыми.

Копилась необъяснимая обида. Станция Тутальская, много меньшая, чем Юрга по своей значимости, имела воду и электричество, Юрга же – ни того, ни другого. Пассажирские перевозки у нас были неизмеримо большими, грузовые перевозки тоже, посeлки и станции несопоставимы, а условия для Тутальской созданы намного лучше. Даже школы: у нас четырeхклассная, а там семилетка с интернатом, детдом, да неплохой медицинский комплекс на шестнадцать единиц медперсонала с двенадцатью больничными койками.

Появившийся в 1935 году райисполком как бы разбудил Юргу от длительной спячки. Она стала заметно раздвигать свои границы. Начали появляться новые улицы, приступили к уплотнению застройки: нарезке усадеб в промежутках между ранее застроенными участками. Если в прошлые годы усадьбы обустраивались на площади в тридцать и более соток, то теперь отводилось только пятнадцать.

Юргинский сельсовет стал поселковым, объединяющим одиннадцать колхозов, в нeм увеличилось количество штатных единиц до восьми человек. Правда, появились в штате не руководящие, а вспомогательные должности: делопроизводитель, фининспектор, конюх и сторож. Но работать председателю сельсовета и его заместителю (по-прежнему внештатному) стало легче благодаря расположившемуся рядом райисполкому.

В предвоенные годы, начиная с 1937–1938, заметно возросла численность населения Юрги, достигнув трeх тысяч шестисот человек и увеличившись по сравнению с 1926 годом в три с лишним раза. Росла Юрга в основном за счeт жителей, переселяющихся из деревень: Солонцовки, Михайловки, Ново-Ягодной и других, расположенных поблизости. Но больше всего переселилось людей из села Талая, наполовину уменьшившегося за два–три года. Много людей переехало в Юргу из посeлков более отдалeнных и даже из деревень Болотнинского района: Шелковниково, Дорожное, Турнаево и других.

За 11–12 лет немало народилось и коренных юргинцев. Рождаемость в те годы была большая, и население Юрги минимум вдвое выросло за счет собственного прироста. При значительном увеличении численности населения Юрги возросло и число учащихся средней школы. Размещать их приходилось в различных местах посeлка, в приспособленных под школу домиках, вмещавших по одной–две классных комнаты. Назрел вопрос о новом здании средней школы, строительство которого началось в 1936 году. Строили школу целых три года, сдав в эксплуатацию только в 1939 году. Школа была деревянная, но еe двухэтажное здание по своим размерам было самим крупным и даже грандиозным. (см. ниже, фото 38)

С окончанием строительства школы железнодорожный вокзал стал казаться не таким уж и большим, но пальма первенства оставалась всe ещe за ним. Вокзал был единственным кирпичным зданием среди железнодорожных вокзалов от Новосибирска до Тайги. Вокзал, построенный в 1926 году, стоит в таком же виде и по сей день, а школа, выстроенная в 1939 году, существовала только до 1973 года. Теперь в двухстахпятидесяти метрах от неe возвышается прекрасное трехэтажное здание школы № 1 и являет собой лучшее здание пристанционной части города. На месте деревянной школы сейчас выстроился блок современных магазинов: Хозтовары, Культтовары и Продовольственный.

Фото 38. Школа № 1. 1947 г. Съeмка неизв. Архив ЮГКМ

Здание деревянной школы могло ещe долгое время служить людям. После ремонта в нeм прекрасно можно было разместить мастерские службы быта и другие организации. Но раскатали его по бревнышку, не пустив ни одного из них в дело.

На большой площади, примыкающей к деревянной школе, был заложен замечательный сад, и был он хорошим подспорьем школе в самые трудные годы. Но при перестройке школы чья-то повелительная рука вышвырнула его... Перестал существовать сад, а на его месте вольготно чувствуют себя построенные индивидуальные дома.

За 1930-е годы у нас не появилось ни одного промышленного предприятия, за исключением МТС. Люди, прибывающие в Юргу на постоянное проживание, устраивались работать на хозяйственные и обслуживающие должности в отделах райисполкома. Часть их вступала в колхозы им. Ворошилова и им. Нариманова. А остальные пристраивались по-разному: на железной дороге, в воинских лагерях. Были и живущие за счeт своего подсобного хозяйства или промысла, и такие, что перебивались на временных заработках.

Что же касается МТС, то со строительством еe заметно изменился труд колхозников, десятилетиями поднимающих пласты земли лемехами конных плугов. Тракторы расширили просторы полей. Сейчас бывшая МТС стала предприятием «Сельхозтехника», предприятием довольно крупным, со многими цехами, равными заводским по размерам и оснащeнию техникой.

Нет никаких оснований расхваливать красоту и привлекательность довоенной Юрги. Ничего этого не было. Но Юрга была всегда обеспеченной, хотя перспективы дальнейшего развития не было из-за нехватки источников воды.

С 1936 года в посeлке работало две пекарни: железнодорожная и сельская. Они полностью обеспечивали всe население хлебом. Соревнуясь между собой, они выпекали прекрасный хлеб. Работало у нас несколько магазинов: 2 продовольственных, промтоварный, книжный, хозтовары. Кроме того, на перроне вокзала работал железнодорожный магазинчик «ТомТПО».

Фото 39. Магазин «Книги» на углу улиц Нахановича и Тальской. Снесeн. Съeмка неизв. в 1962 г.

Фото 40. Железнодорожный магазин. Высокое крыльцо магазина обеспечивало удобный проход в магазин как со стороны перрона, так и со стороны привокзальной площади. Перед небольшим домиком, расположенным левее, было бетонное (или кирпичное) углубление с бортами выше уровня перрона. Над ним высовывались из стены две водопроводные трубы с кранами. Над одним краном табличка «холодная вода», над другим «кипяток». Поскольку в поездах не было водогрейных приборов, то пассажиры во время остановок запасались и кипятком для чая, и холодной водой. Оба здания снесены при реконструкции вокзала в 2010 году. 2009. Съeмка В.И. Третьякова