А по Томи ходили пароходы…
В сентябре прошлого года областная газета «Кузбасс» поместила заметку о старых останках парохода лежащего на левом берегу реки Томь в устье речки Лягушья. Место это труднодоступное, связи нет, дорог тем более. Поэтому, кроме редких рыболовов и туристов водников, здесь никого не бывает. Помнится, что заметка эта вызвала определенный резонанс у читателей. Была даже небольшая полемика о происхождение данного парового раритета. Поговорить -поговорили, но общее мнение по этому вопросу выработано так и не было. От себя же могу сказать, а вернее лишь повторить то, что уже рассказывал читателям в своих различных публикациях.
...Ни в одном доступном речном реестре судов, не удалось найти каких - либо данных о колесном пароходе с похожими характеристиками. Имеются в виду особенности размеров и геометрических форм судна. Сравнение его с изображениями первых «колесников» курсировавших в позапрошлом веке по Обь-Иртышскому бассейну, также не дало никакого результата.
Надо отметить, что подобных судов было не так много. В основном, это пароходы, принадлежащие купчихи Екатерины Мельниковой и различным акционерным обществам Томска и Новониколаевска.
Трудность ещё заключается в том, что при советской власти выжившие после гражданской войны пароходы, как правило переименовывались и переделывались порой до неузнаваемости. Именно такая участь постигла один из первых мельниковских пароходов «Кормилец». И ходили такие обновленные корабли по Оби и Томи, аж до 60-х годов прошлого века. Из своих ранне-детских воспоминаний я помню, как в г. Юргу приходило этакое огненно дышащее паровое чудо. Или не в Юргу.... Не важно, главное, что пароходы в то время ещё ходили.
Таким образом, итог усилий по идентификации нашего древнего объекта оказался нулевым. Небольшое количества найденных совпадений оказалось недостаточно для идентификации модели и названия судна.
Далее. Дети и внуки «местных» старожилов знающих об этом пароходе, называют его «баржой», что наводит на определенные мысли о способе использования этого дедушки колесного флота в последние годы его жизни. Возможно, поэтому и названия никто не вспомнит. Какое название, кроме бортового номера может быть у баржи.
Но, тогда рассуждая дальше, возможно прийти к мысли о более раннем происхождении речного корабля. И тут появляется воспоминание Кемеровского рыболова любителя, опытного водного сплавщика и старожила этих мест, который в семидесятые года прошлого века, часто посещал данные места со своим отцом. Это человек помнит и знает о пароходе, и пока отец ловил рыбу, играл на его борту в пиратов. Он помнит пароход ещё с трубой, рубкой и деревянными надстройками, с красивым медным колоколом (цветмет тогда был не в тренде). Какая же это баржа? Самый настоящий пароход, видавший на борту симпатичных барышень в шляпках и подтянутых господ офицеров.
Но есть также письмо от спортивного обозревателя ГТРК «Кузбасс» Виктора Сохарева, о том, как он в молодые годы, а точнее в период строительства Крапивинского гидроузла, прошел с геологическими партиями оба берегами Томи и нигде, никакого парохода, никто из них не видел. Это мнение опытного журналиста, что уже априори вызывает доверие. И если пароход стоял на галечной косе разделяющей устье речки Лягушья и протоку с одноименным названием, то не заметить его не возможно. Как не возможно не увидеть его и сейчас, если конечно идти по малой воде сверху. Уточню, что начало строительства водохранилища 1975 год и геологические партии могли идти по реке в большую воду, когда пароход скрыт под водой. А в то время река Томь могла ещё держать высокий уровень воды почти весь навигационный период(лес по берегам ещё не был вырублен). И если представить, что геологи прошли место «стоянки парохода» не в июльскую межень, а в более полноводное время, то появляется версия объясняющая отчего никто из них его не видел.
...А ответа нет и сегодня. Не могут люди найти ответа. Ещё чуть-чуть пройдет время и канет в небытие этот злополучный и от того почти мистический пароход, сметенный очередным ледовым половодьем, канет в никуда вместе с нашими воспоминаниями о нем.
А ведь дело даже не в пароходе. Он всего лишь материализованная частность. Главное, это память о людях, которые когда-то стояли на его палубе. О людях, творивших сто лет назад историю страны. Моей, кстати страны. И как хочется увидеть наяву, а возможно даже оказаться на палубе этого парового чуда рядом с интересной барышней с зонтиком в руках, щелкнув каблуками подойти к ней, представиться и завести длинный разговор о поэзии, о погоде, и....
Подрезанные крылья
Что будет, если чайке подрезать крылья? Ответ очевиден. Она прекратит летать и погибнет. А если начать пытаться ходить под парусом спортивной яхты в штиль? Не то, что ходить, отойти от берега станет проблематичным.
Читать далее →Каменные исполины
Сразу за старым железнодорожным мостом, что перекинулся через Томь в тридцати километрах от Новокузнецка, на левом берегу устье речки Ускат. Речка небольшая, имеет длину всего 43км. Но от места её впадения на протяжении полутора километров начинается геологический разрез с остатками окаменелых деревьев пермского периода палеозойской эры, это около 252мл. лет назад