← К списку публикаций

Читать далее Художник земли сибирской
Художник земли сибирской

Народный художник РСФСР Кондратий Белов вырос в Сибири, на берегу  реки Томи, в селе Пача Кемеровской области. Село Пача  осталось в творчестве художника-пейзажиста одним из  главных лейтмотивов.  И не удивительно, что свой жизненный путь он завершил, работая над  последней картиной - «Село моей юности». С возвышенности, где  Кондратий Белов в 1917 году любовался своим  селом, фотограф   Евгений Тамбовцев  запечатлел панораму села  Пача в наши дни.  И приходиться признать, что 100 лет назад  сельская улица, увенчанная  храмом, была красивее.

Читать далее Барды Сибири 10 лет встречают победный май на речных волнах
Барды Сибири 10 лет встречают победный май на речных волнах

Бардсплав - так называют авторы-исполнители сибирского региона своё ежегодное путешествие по реке Томь в  канун празднования дня Победы. И нынешний их водный поход не стал исключением. Барды- экстремальщики посвятили 80-ти километровый марш-бросок по большой воде 70-летию Победы.Для участия в экстремальном переходе прибыли представители городов: Кемерово, Новокузнецк, Томск, Междуреченск, Юрга.

Читать далее Легенды тутальской писаницы
Легенды тутальской писаницы

По словам жителей Юрги, ходивших по древним туннелям в 1950-60-х  годах, по «главному подземному ходу можно было двигаться неделю до следующего выхода на поверхность».
В те же годы в туннелях потерялась группа подростков и власти приняли решение, все входы в подземный город,  взорвать.

А по Томи ходили пароходы…

В сентябре прошлого года областная газета «Кузбасс» поместила заметку о старых останках парохода лежащего на левом берегу реки Томь в устье речки Лягушья. Место это труднодоступное, связи нет, дорог тем более. Поэтому, кроме редких рыболовов и туристов водников, здесь никого не бывает. Помнится, что заметка эта вызвала определенный резонанс у читателей. Была даже небольшая полемика о происхождение данного парового раритета. Поговорить -поговорили, но общее мнение по этому вопросу выработано так и не было. От себя же могу сказать, а вернее лишь повторить то, что уже рассказывал читателям в своих различных публикациях.

...Ни в одном доступном речном реестре судов, не удалось найти каких - либо данных о колесном пароходе с похожими характеристиками. Имеются в виду особенности размеров и геометрических форм судна. Сравнение его с изображениями первых «колесников» курсировавших в позапрошлом веке по Обь-Иртышскому бассейну, также не дало никакого результата.

Надо отметить, что подобных судов было не так много. В основном, это пароходы, принадлежащие купчихи Екатерины Мельниковой и различным акционерным обществам Томска и Новониколаевска.

Трудность ещё заключается в том, что при советской власти выжившие после гражданской войны пароходы, как правило переименовывались и переделывались порой до неузнаваемости. Именно такая участь постигла один из первых мельниковских пароходов «Кормилец». И ходили такие обновленные корабли по Оби и Томи, аж до 60-х годов прошлого века. Из своих ранне-детских воспоминаний я помню, как в г. Юргу приходило этакое огненно дышащее паровое чудо. Или не в Юргу.... Не важно, главное, что пароходы в то время ещё ходили.

Таким образом, итог усилий по идентификации нашего древнего объекта оказался нулевым. Небольшое количества найденных совпадений оказалось недостаточно для идентификации модели и названия судна.

Далее. Дети и внуки «местных» старожилов знающих об этом пароходе, называют его «баржой», что наводит на определенные мысли о способе использования этого дедушки колесного флота в последние годы его жизни. Возможно, поэтому и названия никто не вспомнит. Какое название, кроме бортового номера может быть у баржи.

Но, тогда рассуждая дальше, возможно прийти к мысли о более раннем происхождении речного корабля. И тут появляется воспоминание Кемеровского рыболова любителя, опытного водного сплавщика и старожила этих мест, который в семидесятые года прошлого века, часто посещал данные места со своим отцом. Это человек помнит и знает о пароходе, и пока отец ловил рыбу, играл на его борту в пиратов. Он помнит пароход ещё с трубой, рубкой и деревянными надстройками, с красивым медным колоколом (цветмет тогда был не в тренде). Какая же это баржа? Самый настоящий пароход, видавший на борту симпатичных барышень в шляпках и подтянутых господ офицеров.

Но есть также письмо от спортивного обозревателя ГТРК «Кузбасс» Виктора Сохарева, о том, как он в молодые годы, а точнее в период строительства Крапивинского гидроузла, прошел с геологическими партиями оба берегами Томи и нигде, никакого парохода, никто из них не видел. Это мнение опытного журналиста, что уже априори вызывает доверие. И если пароход стоял на галечной косе разделяющей устье речки Лягушья и протоку с одноименным названием, то не заметить его не возможно. Как не возможно не увидеть его и сейчас, если конечно идти по малой воде сверху. Уточню, что начало строительства водохранилища 1975 год и геологические партии могли идти по реке в большую воду, когда пароход скрыт под водой. А в то время река Томь могла ещё держать высокий уровень воды почти весь навигационный период(лес по берегам ещё не был вырублен). И если представить, что геологи прошли место «стоянки парохода» не в июльскую межень, а в более полноводное время, то появляется версия объясняющая отчего никто из них его не видел.

...А ответа нет и сегодня. Не могут люди найти ответа. Ещё чуть-чуть пройдет время и канет в небытие этот злополучный и от того почти мистический пароход, сметенный очередным ледовым половодьем, канет в никуда вместе с нашими воспоминаниями о нем.

А ведь дело даже не в пароходе. Он всего лишь материализованная частность. Главное, это память о людях, которые когда-то стояли на его палубе. О людях, творивших сто лет назад историю страны. Моей, кстати страны. И как хочется увидеть наяву, а возможно даже оказаться на палубе этого парового чуда рядом с интересной барышней с зонтиком в руках, щелкнув каблуками подойти к ней, представиться и завести длинный разговор о поэзии, о погоде, и....