Вести из прошлого
По воспоминаниям коренных жителей от села Подонино, через Томь ходил паром, который приводился в движение конной тягой. Пара лошадей крутили большое деревянное колесо, на которое наматывался трос. Четыре -пять подвод могли за один раз, переправится на другой берег. Жили чалдоны -коренные жители, богато. По нескольку коров, с десяток овец были у каждого. Три водяные мельницы, мелочные и продуктовые лавки держали.
Церковь была богатая, в приходе, почитай, около десятка деревень было. Звонница была такая, что перезвоны колоколов по праздникам далеко разносились по реке. Дети священника и прихожан пели в хоре. А как утвердилась советская власть, так поп сразу и умер. Церковь ещё постояла с десяток лет, потом в 37-м году её окончательно сломали. Ломали её местные пьяницы, за это их Бог наказал. Все они кончили жизнь плохо. Кто повесился в угаре, а кто сгинул по случаю и по глупости, своей.
То, что деревенские активисты, как правило, относящиеся к бедноте, принимавшие участие в сносе православных храмов погибали рано и по разным нелепостям, отмечалось не только жителями д. Подонино. Похожая история случилась и в селе Пача, расположенном на правом берегу Томи ниже в полутора десятках километров.
Лет пять назад, мне удалось побывать в составе съёмочной группы православного медиа-центра «Кузбасс-Север в селе Пача. Своими воспоминаниями с нами поделилась девяностолетняя бабушка, не помню уже её имени, но её рассказ остался в памяти.
- Как сейчас помню, что никто не считал его за работника, Сашка этого. Плох он был в работе и пьяницей был горьким. Но как появился сельский совет тут он и воспрял. Стал ходить по селу, права свои утверждая. Первым был, когда колокола стягивали с колокольни. Кричал громче всех. Бабушка одна, травница местная, шла мимо плюнула в его сторону и сказала: «Чтоб тебе горло разорвало, горлопан ты этакий» и знаете, действительно. Как пришла война, его сразу и забрали на фронт. Вернулся через месяц с ранением в горло и уже не то, что кричать, говорить толком не мог. Помучился с неделю и помер в одиночестве. Вот так- то. Нельзя против Бога ругаться! -очень серьезно говорила нам старушка, одна из последних, коренная сельчанка.
Евгений Тамбовцев
член Союза журналистов РФ
фото автора
Новоромановская история
Если посмотреть карту реки Томь, то от старинного села Пача, до села Новороманово, река, текущая с юга на север, на протяжении почти пятидесяти километров, делая петлю, начинает бежать в обратном направлении, на юг. А если встать лицом к ней на вершине Новоромановских скал, то солнце в день своего солнцестояния, двигаясь по небосклону слева - направо, будет точно повторять траекторию течения реки в этом месте.
Читать далее →Явление Богородицы
- Нельзя верить в Бога, где-то в душе, не проявляя свою любовь в своих поступках и действиях, - постоянно говорил отец Даниил людям, встречавшим во время крестного хода по реке, икону «Покров над землей Кузнецкой».
Поклониться иконе, это тоже труд, пусть малый, но с него обычно начинается общение человека с Богом, как началось у пенсионерки Веры Филипповны из села Мозжуха. Никогда не предполагавшей, что придет она к вере настолько серьезно, что пойдет она с милостыню по добрым людям просить на завершение строительства храма в родной деревне.