Вести из прошлого
По воспоминаниям коренных жителей от села Подонино, через Томь ходил паром, который приводился в движение конной тягой. Пара лошадей крутили большое деревянное колесо, на которое наматывался трос. Четыре -пять подвод могли за один раз, переправится на другой берег. Жили чалдоны -коренные жители, богато. По нескольку коров, с десяток овец были у каждого. Три водяные мельницы, мелочные и продуктовые лавки держали.
Церковь была богатая, в приходе, почитай, около десятка деревень было. Звонница была такая, что перезвоны колоколов по праздникам далеко разносились по реке. Дети священника и прихожан пели в хоре. А как утвердилась советская власть, так поп сразу и умер. Церковь ещё постояла с десяток лет, потом в 37-м году её окончательно сломали. Ломали её местные пьяницы, за это их Бог наказал. Все они кончили жизнь плохо. Кто повесился в угаре, а кто сгинул по случаю и по глупости, своей.
То, что деревенские активисты, как правило, относящиеся к бедноте, принимавшие участие в сносе православных храмов погибали рано и по разным нелепостям, отмечалось не только жителями д. Подонино. Похожая история случилась и в селе Пача, расположенном на правом берегу Томи ниже в полутора десятках километров.
Лет пять назад, мне удалось побывать в составе съёмочной группы православного медиа-центра «Кузбасс-Север в селе Пача. Своими воспоминаниями с нами поделилась девяностолетняя бабушка, не помню уже её имени, но её рассказ остался в памяти.
- Как сейчас помню, что никто не считал его за работника, Сашка этого. Плох он был в работе и пьяницей был горьким. Но как появился сельский совет тут он и воспрял. Стал ходить по селу, права свои утверждая. Первым был, когда колокола стягивали с колокольни. Кричал громче всех. Бабушка одна, травница местная, шла мимо плюнула в его сторону и сказала: «Чтоб тебе горло разорвало, горлопан ты этакий» и знаете, действительно. Как пришла война, его сразу и забрали на фронт. Вернулся через месяц с ранением в горло и уже не то, что кричать, говорить толком не мог. Помучился с неделю и помер в одиночестве. Вот так- то. Нельзя против Бога ругаться! -очень серьезно говорила нам старушка, одна из последних, коренная сельчанка.
Евгений Тамбовцев
член Союза журналистов РФ
фото автора
![Новоромановская история](/upload/resize_cache/iblock/6f8/265_350_1/Новоромановская-история.jpg)
Новоромановская история
Если посмотреть карту реки Томь, то от старинного села Пача, до села Новороманово, река, текущая с юга на север, на протяжении почти пятидесяти километров, делая петлю, начинает бежать в обратном направлении, на юг. А если встать лицом к ней на вершине Новоромановских скал, то солнце в день своего солнцестояния, двигаясь по небосклону слева - направо, будет точно повторять траекторию течения реки в этом месте.
Читать далее →![Явление Богородицы](/upload/resize_cache/iblock/eb5/265_350_1/Явление-богородицы.jpg)
Явление Богородицы
- Нельзя верить в Бога, где-то в душе, не проявляя свою любовь в своих поступках и действиях, - постоянно говорил отец Даниил людям, встречавшим во время крестного хода по реке, икону «Покров над землей Кузнецкой».
Поклониться иконе, это тоже труд, пусть малый, но с него обычно начинается общение человека с Богом, как началось у пенсионерки Веры Филипповны из села Мозжуха. Никогда не предполагавшей, что придет она к вере настолько серьезно, что пойдет она с милостыню по добрым людям просить на завершение строительства храма в родной деревне.