← К списку публикаций

Читать далее Художник земли сибирской
Художник земли сибирской

Народный художник РСФСР Кондратий Белов вырос в Сибири, на берегу  реки Томи, в селе Пача Кемеровской области. Село Пача  осталось в творчестве художника-пейзажиста одним из  главных лейтмотивов.  И не удивительно, что свой жизненный путь он завершил, работая над  последней картиной - «Село моей юности». С возвышенности, где  Кондратий Белов в 1917 году любовался своим  селом, фотограф   Евгений Тамбовцев  запечатлел панораму села  Пача в наши дни.  И приходиться признать, что 100 лет назад  сельская улица, увенчанная  храмом, была красивее.

Читать далее Барды Сибири 10 лет встречают победный май на речных волнах
Барды Сибири 10 лет встречают победный май на речных волнах

Бардсплав - так называют авторы-исполнители сибирского региона своё ежегодное путешествие по реке Томь в  канун празднования дня Победы. И нынешний их водный поход не стал исключением. Барды- экстремальщики посвятили 80-ти километровый марш-бросок по большой воде 70-летию Победы.Для участия в экстремальном переходе прибыли представители городов: Кемерово, Новокузнецк, Томск, Междуреченск, Юрга.

Читать далее Легенды тутальской писаницы
Легенды тутальской писаницы

По словам жителей Юрги, ходивших по древним туннелям в 1950-60-х  годах, по «главному подземному ходу можно было двигаться неделю до следующего выхода на поверхность».
В те же годы в туннелях потерялась группа подростков и власти приняли решение, все входы в подземный город,  взорвать.

Моряковка – протока старых кораблей

Октябрь в 1900 году в устье Томи выдался холодным. Северный ветер целыми днями гнал с низовьев Оби дождливую облачность. Сизые облака, как-бы нехотя, цепляясь за высокие кедры Нагорного Иштана, засевали округу противным мелким дождиком. А вечерами шел снег. Колкая крупа падала в воду, но не таяла, а собираясь в рыхлую снежуру, кружилась в быстром течении реки. Ночные заморозки, за считанные часы, превращали её в аршинного размера округлые льдинки, суетливо толпящиеся вдоль берегов. И от того так скоро, намного раньше обычного, по реке пошел плотный шугоход. Он -то и не дал команде колесного парохода «Моряк» благополучно довести, груженную отборным лесом баржу, до Томска, сдать груз владельцу и, завершая навигацию, встать на зимний якорь в бухте устья речки Ушайки. Природа внесла в планы людей свои коррективы и, спасаясь от раннего ледостава, по решению капитана судна Николая Ивановича Владимирова, пароход «Моряк» был вынужден уйти на зимовку в Сенную протоку. Так началась знаменитая история Моряковского затона.

Место оказалось настолько удачным для зимовки речных судов, что летом следующего года, на мысе у малой Сенной Курьи, был поставлен барак для членов пароходных команд, останавливающихся здесь на долгие шесть месяцев. С 1901 года Сенная Курья стала местом постоянных зимовок Томского речного флота. Бараки и дома для семейных людей, кузня, купеческая лавка, подсобные помещения росли, как грибы после дождя. И вскорости, в двух километрах от современной Моряковки, появился поселок «Сенная Курья», Нелюбинской волости, Томского уезда.

Правда ледоход 19004 года сломал чаяния людей, и моряки еле отстояли свои суда, от прорвавшихся через Тигильдеевские заливные луга, огромных льдин. На следующие 12 лет флот переместился в более безопасную Иштанскую протоку, но с 1916 года, когда в Иштанке стало тесно, на третьей версте от устья Сенной Курьи началось строительство судоремонтных мастерских получивших название Моряковского затона.

Сегодня Моряковский затон (Моряковка) административный центр сельского поселения с населением чуть больше пяти тысяч человек. В селе находится музей Томского речного флота. Сама же курья давно представляет собой кладбище старых речных кораблей, ожидающих своей очереди сдачи на металлолом.