← К списку публикаций

Читать далее Художник земли сибирской
Художник земли сибирской

Народный художник РСФСР Кондратий Белов вырос в Сибири, на берегу  реки Томи, в селе Пача Кемеровской области. Село Пача  осталось в творчестве художника-пейзажиста одним из  главных лейтмотивов.  И не удивительно, что свой жизненный путь он завершил, работая над  последней картиной - «Село моей юности». С возвышенности, где  Кондратий Белов в 1917 году любовался своим  селом, фотограф   Евгений Тамбовцев  запечатлел панораму села  Пача в наши дни.  И приходиться признать, что 100 лет назад  сельская улица, увенчанная  храмом, была красивее.

Читать далее Барды Сибири 10 лет встречают победный май на речных волнах
Барды Сибири 10 лет встречают победный май на речных волнах

Бардсплав - так называют авторы-исполнители сибирского региона своё ежегодное путешествие по реке Томь в  канун празднования дня Победы. И нынешний их водный поход не стал исключением. Барды- экстремальщики посвятили 80-ти километровый марш-бросок по большой воде 70-летию Победы.Для участия в экстремальном переходе прибыли представители городов: Кемерово, Новокузнецк, Томск, Междуреченск, Юрга.

Читать далее Легенды тутальской писаницы
Легенды тутальской писаницы

По словам жителей Юрги, ходивших по древним туннелям в 1950-60-х  годах, по «главному подземному ходу можно было двигаться неделю до следующего выхода на поверхность».
В те же годы в туннелях потерялась группа подростков и власти приняли решение, все входы в подземный город,  взорвать.

Чай долголетия

Сибирские реки всё активнее осваиваются современными охотниками до дикой природы. Река Томь не является в этом исключением. С ранней весны до ледостава многочисленные группы туристов - сплавщиков, рыболовов и просто любителей природы, завсегдатаи малохоженных мест среднего течения главной кузбасской реки.

Рядом с урочищем Ярыга, на скалистом берегу поросшим кедрачом и ельником стоит избушка, больше похожая на стильную избушку Бабы - Яги. Вот только её хозяин совсем не имеет отношения к этой лесной старушке. Скорее, статный богатырь на пенсии. А он и есть сибирский богатырь, всю жизнь проработавший в шахте, отмеченный многочисленными наградами за свой ратный труд, вышедший на заслуженный отдых и выбравший для себя уединенное житие подальше от суетных дорог и городов. Всех добрых людей, заходящих к нему на огонек, Матвеич, а зовут его именно так, угощает удивительным напитком из таежного цветка. Цветок этот в изобилии растёт в долинах многочисленных ручьев, впадающих в Томь. Напиток, способен вылечить за пару часов, простудившегося путешественника, дать силы для дневного перехода по тайге и здоровый сон в холодные ночи.

Многие уже догадались, что речь пойдет о траве «Кипрей узколистный» и чайном напитке, приготовленном на его основе.

Этот красивый цветок с высоким стреловидным стеблем ярко-розового или малинового цвета, порой с налетом легкого пурпура, в изобилии встречается по всей территории Кемеровской области. Его легко можно увидеть в лесостепной зоне севера Кузбасса, в речных долинах Кузнецкого Алатау и Горной Шории.

...В первой половине 17-го века в Россию по сухопутным торговым путям начал поступать очень дорогой китайский чай. Русь же, изначально пила чай из Кипрея, прозванным народом Иван-чаем. Ошпаривая слегка провяленные листья кипрея кипятком, перетирая и затем выдерживая в загнетке русской печи, на выходе получая прекрасный оздоравливающий напиток, не то что не уступающий «китайскому», а по многим параметрам, превосходящий заморский чай.

Мало того, в селе Копорье под Санкт-Петербургом в середине 18-го века было организовано промышленное производство русского чая. Производство непрерывно ширилось. И вскоре экспорт Капорского чая в Европу достиг десятки тысяч пудов, по объему получаемой прибыли, обогнав экспорт золота и пушнины. Можно сказать, что вся Европа пила в 18-19 веке русский чай.

В период активного освоения Сибири заокеанский чай, поступавший в страну по великому шелковому пути, воспринимался как забавная диковинка. Его, если и покупали в богатых семьях, то на пробу, или для гостей, называя гостевым чаем. В кругу семьи, по -прежнему пили свои, исконно русские, берендеевские травяные чаи на основе кипрея. Разница в ценах на русский и китайский чай в то время, была настолько велика, что недобросовестные приказчики чайных лавок губернского Томска, нередко подмешивали дешевый чай из кипрея в привозной, определяя получающуюся денежную разницу себе в карман. В городских архивах можно найти публикации о скандалах и судебных разбирательствах на чайную тему.

В 19-м веке растущие продажи русского чая в Европе и в Китае стали угрожать благополучию Ост-Индийской компании продвигающей свои чайные продукты по всему миру. В результате торгового сговора и повсеместно распространяемым слухам о вредности кипрейского чая, популярность последнего стала падать. Не выдержав глобальной информационной войны, Иван-чай затаился в деревнях и селах российской глубинки.

Нужно отметить, что простые люди, оставаясь верным дедовским традициям, долго привыкали к иноземным чаям. Выдающиеся общественные деятели, поэты, почитаемые православные святые поддерживали народное сопротивление. В 1874 году издается брошюра о вредности китайского напитка, способного нанести тяжкий вред здоровью вплоть до летального исхода. Брошюра многократно переиздавалась и распространялась по всей России. Память об этом осталась в поговорках и пословицах: «Чай не пил, какая сила? Чай попил, совсем ослаб», « Кто пьет заморский чай, тот спасения не чай», «А тёплую водицу чай, назло нам выдумал Китай…». Но стремление средних социальных слоев подражать всему европейскому и модному было велико, а оказываемая царским правительством поддержка иноземным чайным компаниям была сильна. Выходили государственные директивы, обязывающие купцов продавать импортный чай во всех продуктовых лавках и закусочных, устраивая общественные чаепития в народных домах. Всё это в итоге, пересилило российские вековые традиции и здравый смысл.

Если цель оправдывает средства

В начале 20-го века благодаря усилиям профессора П. А. Бадмаева, организовавшего для обеспеченных господ сеть лечебных клиник в которых применялась омолаживающая фитотерапия на основе Кипрея, народный чай снова стал пользоваться нарастающим спросом. Но последней каплей в уничтожение основного производства расположенного в селе Копорье под Санкт-Петербургом и соответственно экспорта чая в Европу, стала крупная взятка от Ост-Индийской компании Владимиру Ульянову на нужды молодой советской республики, с условием полного прекращения промышленного изготовления Иван-чая. Ленин даные обязательства империалистам соблюдал и профессор в возрасте ста шести лет погиб в застенках ЧК, а цеха чайного предприятия разрушили.

Перед самой войной по указанию Лаврентия Берии в селе Копорье, как спецпроект «Река жизни», вновь запустили в работу фабрику производящую фито-чаи для красноармейцев и комсостава. И мало того, даже открыли научную лабораторию по разработки и внедрению новых технологий ферментации травяных сборов. Но во время блокады Ленинграда немецкая группировка Север, по личному приказу её командующего Вильгельма фон Лееба, провела спецоперацию по тотальному уничтожению лаборатории и фабрики. На ликвидацию было направлено до двух десятков танков, которые и сравняли с землей секретный объект. Так обычный российский цветок превратился в стратегическое оружие русского народа, которого убоялись даже грозные панцирваффе.

Народная память о чудо чае крепка и её не искоренили ни фашистские танки, ни современная пепси-пропаганда. Медленно, но верно, копорский чай вновь начинает занимать свое исконное место в рационе русских людей. Пока его пьют по лесным заимкам да пригородным дачам и хоть редко, но он начинает появляться в городских магазинах. Энтузиасты предприниматели, народные умельцы, восстанавливая утраченное производство, понемногу возрождают вековые традиции россиян быть сильными, жить долго и в радости.

Евгений Тамбовцев