Чай долголетия
Сибирские реки всё активнее осваиваются современными охотниками до дикой природы. Река Томь не является в этом исключением. С ранней весны до ледостава многочисленные группы туристов - сплавщиков, рыболовов и просто любителей природы, завсегдатаи малохоженных мест среднего течения главной кузбасской реки.
Рядом с урочищем Ярыга, на скалистом берегу поросшим кедрачом и ельником стоит избушка, больше похожая на стильную избушку Бабы - Яги. Вот только её хозяин совсем не имеет отношения к этой лесной старушке. Скорее, статный богатырь на пенсии. А он и есть сибирский богатырь, всю жизнь проработавший в шахте, отмеченный многочисленными наградами за свой ратный труд, вышедший на заслуженный отдых и выбравший для себя уединенное житие подальше от суетных дорог и городов. Всех добрых людей, заходящих к нему на огонек, Матвеич, а зовут его именно так, угощает удивительным напитком из таежного цветка. Цветок этот в изобилии растёт в долинах многочисленных ручьев, впадающих в Томь. Напиток, способен вылечить за пару часов, простудившегося путешественника, дать силы для дневного перехода по тайге и здоровый сон в холодные ночи.
Многие уже догадались, что речь пойдет о траве «Кипрей узколистный» и чайном напитке, приготовленном на его основе.
Этот красивый цветок с высоким стреловидным стеблем ярко-розового или малинового цвета, порой с налетом легкого пурпура, в изобилии встречается по всей территории Кемеровской области. Его легко можно увидеть в лесостепной зоне севера Кузбасса, в речных долинах Кузнецкого Алатау и Горной Шории.
...В первой половине 17-го века в Россию по сухопутным торговым путям начал поступать очень дорогой китайский чай. Русь же, изначально пила чай из Кипрея, прозванным народом Иван-чаем. Ошпаривая слегка провяленные листья кипрея кипятком, перетирая и затем выдерживая в загнетке русской печи, на выходе получая прекрасный оздоравливающий напиток, не то что не уступающий «китайскому», а по многим параметрам, превосходящий заморский чай.
Мало того, в селе Копорье под Санкт-Петербургом в середине 18-го века было организовано промышленное производство русского чая. Производство непрерывно ширилось. И вскоре экспорт Капорского чая в Европу достиг десятки тысяч пудов, по объему получаемой прибыли, обогнав экспорт золота и пушнины. Можно сказать, что вся Европа пила в 18-19 веке русский чай.
В период активного освоения Сибири заокеанский чай, поступавший в страну по великому шелковому пути, воспринимался как забавная диковинка. Его, если и покупали в богатых семьях, то на пробу, или для гостей, называя гостевым чаем. В кругу семьи, по -прежнему пили свои, исконно русские, берендеевские травяные чаи на основе кипрея. Разница в ценах на русский и китайский чай в то время, была настолько велика, что недобросовестные приказчики чайных лавок губернского Томска, нередко подмешивали дешевый чай из кипрея в привозной, определяя получающуюся денежную разницу себе в карман. В городских архивах можно найти публикации о скандалах и судебных разбирательствах на чайную тему.
В 19-м веке растущие продажи русского чая в Европе и в Китае стали угрожать благополучию Ост-Индийской компании продвигающей свои чайные продукты по всему миру. В результате торгового сговора и повсеместно распространяемым слухам о вредности кипрейского чая, популярность последнего стала падать. Не выдержав глобальной информационной войны, Иван-чай затаился в деревнях и селах российской глубинки.
Нужно отметить, что простые люди, оставаясь верным дедовским традициям, долго привыкали к иноземным чаям. Выдающиеся общественные деятели, поэты, почитаемые православные святые поддерживали народное сопротивление. В 1874 году издается брошюра о вредности китайского напитка, способного нанести тяжкий вред здоровью вплоть до летального исхода. Брошюра многократно переиздавалась и распространялась по всей России. Память об этом осталась в поговорках и пословицах: «Чай не пил, какая сила? Чай попил, совсем ослаб», « Кто пьет заморский чай, тот спасения не чай», «А тёплую водицу чай, назло нам выдумал Китай…». Но стремление средних социальных слоев подражать всему европейскому и модному было велико, а оказываемая царским правительством поддержка иноземным чайным компаниям была сильна. Выходили государственные директивы, обязывающие купцов продавать импортный чай во всех продуктовых лавках и закусочных, устраивая общественные чаепития в народных домах. Всё это в итоге, пересилило российские вековые традиции и здравый смысл.
Если цель оправдывает средства
В начале 20-го века благодаря усилиям профессора П. А. Бадмаева, организовавшего для обеспеченных господ сеть лечебных клиник в которых применялась омолаживающая фитотерапия на основе Кипрея, народный чай снова стал пользоваться нарастающим спросом. Но последней каплей в уничтожение основного производства расположенного в селе Копорье под Санкт-Петербургом и соответственно экспорта чая в Европу, стала крупная взятка от Ост-Индийской компании Владимиру Ульянову на нужды молодой советской республики, с условием полного прекращения промышленного изготовления Иван-чая. Ленин даные обязательства империалистам соблюдал и профессор в возрасте ста шести лет погиб в застенках ЧК, а цеха чайного предприятия разрушили.
Перед самой войной по указанию Лаврентия Берии в селе Копорье, как спецпроект «Река жизни», вновь запустили в работу фабрику производящую фито-чаи для красноармейцев и комсостава. И мало того, даже открыли научную лабораторию по разработки и внедрению новых технологий ферментации травяных сборов. Но во время блокады Ленинграда немецкая группировка Север, по личному приказу её командующего Вильгельма фон Лееба, провела спецоперацию по тотальному уничтожению лаборатории и фабрики. На ликвидацию было направлено до двух десятков танков, которые и сравняли с землей секретный объект. Так обычный российский цветок превратился в стратегическое оружие русского народа, которого убоялись даже грозные панцирваффе.
Народная память о чудо чае крепка и её не искоренили ни фашистские танки, ни современная пепси-пропаганда. Медленно, но верно, копорский чай вновь начинает занимать свое исконное место в рационе русских людей. Пока его пьют по лесным заимкам да пригородным дачам и хоть редко, но он начинает появляться в городских магазинах. Энтузиасты предприниматели, народные умельцы, восстанавливая утраченное производство, понемногу возрождают вековые традиции россиян быть сильными, жить долго и в радости.
Евгений Тамбовцев
Последний причал парохода «Смелый»
На страницах «Томских плёсов» в сентябре уже говорилось о корпусе безымянного парохода, лежащего в устье левого притока Томи, речки Лягушья. Я писал об этом и в газете «Кузбасс». Так вот, история с идентификацией останков судна, вросшего в коренной берег Томи, может подойти к своему завершению.
Читать далее →Рыболовный спорт, что это?
За пять лет работы в Федерации Рыболовного спорта Кузбасса, в качестве руководителя её пресс-службы, я, неожиданно для самого себя пришел к пониманию того, что рыболовный спорт весьма условно подпадает под определение спорта, как такового. Но очень хорошо вписывается в понимание игровой деятельности с определяющей мотивацией лежащей, как в самом процессе, так и в его результате.