Последний причал парохода «Смелый»
На страницах «Томских плёсов» в сентябре уже говорилось о корпусе безымянного парохода, лежащего в устье левого притока Томи, речки Лягушья. Я писал об этом и в газете «Кузбасс». Так вот, история с идентификацией останков судна, вросшего в коренной берег Томи, может подойти к своему завершению. Собранные автором различные разрозненные факты, с течением времени, сложились в единую картину. Это позволило, с большой вероятностью, определить название судна и понять возможную причину его появления у нижней оконечности острова Лягуший.
Начну с того, что в 1912 году пароходством «Братья Колесниковы и Волгаръ» были организованы регулярные рейсы от губернского Томска до города Кузнецка. В течение всей навигации и в последующие годы, грузопассажирский пароход «Смелый» совершал еженедельные рейсы, перевозя пассажиров и различные грузы. Река Томь, особенная река для речных судов. Постоянное перемещение гравия на дне может за месяц сместить судовой ход, поэтому беспрепятственно преодолевать речные перекаты в узких островных протоках, могли относительно небольшие суда. Пароход «Смелый», с его полуметровой осадкой и 35-ти метровой длиной, как раз отвечал этим требованиям. Иначе бы, он просто не вписался в период малой воды в радиусы поворотов на таких перекатах, как Бычье горло или Барзаский. И сегодня маломерные суда рыболовов и туристов выписывают кренделя между донными выходами скальной породы. Таким образом, факт присутствия данного судна на Томи зафиксирован во многих источниках.
К сожалению, существует единственная фотография этого парохода в архиве музея Самусьского судостроительного завода. Там «Смелый» в 1952 году проходил восстановительный ремонт, что говорит о его продолжительной и активной деятельности в Томской и Кемеровской областях. А вот окончания его пути нигде не зафиксировано. Нет данных о его кончине. Получается, что пароход пропал без вести. Анализ и сравнение по фотографиям геометрии и технических особенностей корпуса «Смелого» и безымянного парохода, лежащего в устье речки Лягушья, позволяют рассуждать о некоторой их единичной схожести, а именно по элементам гребного колеса, особенностям носовой части корабля, его форштевня и якорной лебедки. Каждый пароход, выходивший со стапелей судостроительных заводов начала прошлого века, был в чем-то уникален, даже если он и принадлежал к какой-либо одной серии. Это объясняется тем, что корабли строились по конкретному заказу. Поэтому конструкция якорной лебедки на носовой палубе «Смелого», более не встречается на фотоснимках других речных паровых судов, как и дизайн формы гребного колеса. Но они схожи с аналогичными узлами на нашем «лягушьем» раритете. А теперь самое главное. В самом начале ноября мне был прислан рисунок парохода, сделанный речным «старожилом» и любителем рыбалки. Он, в свои юные семидесятые года прошлого века, часто бывал со своим отцом - рыболовом в том районе. Он нарисовал его по своим детским воспоминаниям, лежащим на ровном киле в одноименной протоке через галечную косу от нынешнего места положения. Изображенное на рисунке судно, очень похоже на пароход, снятый в Самусьсках фотографом в 1952 году. Получается, что в известном месте лежат останки речного паровика «Смелый». Неведомым образом, оказавшегося в плену речных отмелей, да так и оставшегося там навеки. Возможно пароход по причине, какой-либо серьезной поломки, был определен своей командой на ремонт и зимовку в протоке Лягушья. Затем весеннее половодье внесло свои коррективы в планы людей, и корабль остался стоять, зарастая быстрым ивняком. Затем очередной ледоход или половодье усугубили состояние судна, снеся палубные надстройки, сдвинули его в сторону, вдавили в коренной берег, где он сегодня, уже проросший береговыми деревьями, медленно превращается в ржавую пыль.
Возможно, кто-нибудь усомнится в моих исторических поисках, но лично для себя я поставил точку в этом вопросе, так мучившем меня последние годы, с тех пор, как сам увидел и потрогал руками, это паровое чудо. А что? Совсем неплохая судьба для речного корабля.
Можно ещё добавить, что когда я впервые увидел в 2012 году «лягушью баржу», как прозвали останки корабля местные рыбаки и охотники, то обратил внимание на нарушение пропорций судна относительно его длины и ширины. Помнится, ещё рассуждал на эту тему, с повстречавшимися мне туристами - водниками. А чуть позже, собирая информацию о развитие Томского пароходства, прочитал роман Виля Липатова «Ещё до войны, где писатель описывает небольшой пароход «Смелый», как судно, курсирующее по Оби и имеющее одну конструктивную особенность, а именно некоторую валкость на ходу и низкие борта. Помню свою радость, от ещё одного найденного факта, в копилку своих поисков. В 80–е годы режиссером Борисом Савченко был снят одноименный художественный фильм, съемки которого проходили в районе старинного села Ярское, расположенного на Томи в сорока километрах от Томска. Правда, в качестве известного парохода там фигурировал речной разъездной катер с бутафорской надстройкой, но это уже другая история.
Евгений Тамбовцев