← К списку публикаций

Последний причал парохода «Смелый»Последний причал парохода «Смелый»Последний причал парохода «Смелый»
Читать далее Художник земли сибирской
Художник земли сибирской

Народный художник РСФСР Кондратий Белов вырос в Сибири, на берегу  реки Томи, в селе Пача Кемеровской области. Село Пача  осталось в творчестве художника-пейзажиста одним из  главных лейтмотивов.  И не удивительно, что свой жизненный путь он завершил, работая над  последней картиной - «Село моей юности». С возвышенности, где  Кондратий Белов в 1917 году любовался своим  селом, фотограф   Евгений Тамбовцев  запечатлел панораму села  Пача в наши дни.  И приходиться признать, что 100 лет назад  сельская улица, увенчанная  храмом, была красивее.

Читать далее Барды Сибири 10 лет встречают победный май на речных волнах
Барды Сибири 10 лет встречают победный май на речных волнах

Бардсплав - так называют авторы-исполнители сибирского региона своё ежегодное путешествие по реке Томь в  канун празднования дня Победы. И нынешний их водный поход не стал исключением. Барды- экстремальщики посвятили 80-ти километровый марш-бросок по большой воде 70-летию Победы.Для участия в экстремальном переходе прибыли представители городов: Кемерово, Новокузнецк, Томск, Междуреченск, Юрга.

Читать далее Легенды тутальской писаницы
Легенды тутальской писаницы

По словам жителей Юрги, ходивших по древним туннелям в 1950-60-х  годах, по «главному подземному ходу можно было двигаться неделю до следующего выхода на поверхность».
В те же годы в туннелях потерялась группа подростков и власти приняли решение, все входы в подземный город,  взорвать.

Последний причал парохода «Смелый»

На страницах «Томских плёсов» в сентябре уже говорилось о корпусе безымянного парохода, лежащего в устье левого притока Томи, речки Лягушья. Я писал об этом и в газете «Кузбасс». Так вот, история с идентификацией останков судна, вросшего в коренной берег Томи, может подойти к своему завершению. Собранные автором различные разрозненные факты, с течением времени, сложились в единую картину. Это позволило, с большой вероятностью, определить название судна и понять возможную причину его появления у нижней оконечности острова Лягуший.


Начну с того, что в 1912 году пароходством «Братья Колесниковы и Волгаръ» были организованы регулярные рейсы от губернского Томска до города Кузнецка. В течение всей навигации и в последующие годы, грузопассажирский пароход «Смелый» совершал еженедельные рейсы, перевозя пассажиров и различные грузы. Река Томь, особенная река для речных судов. Постоянное перемещение гравия на дне может за месяц сместить судовой ход, поэтому беспрепятственно преодолевать речные перекаты в узких островных протоках, могли относительно небольшие суда. Пароход «Смелый», с его полуметровой осадкой и 35-ти метровой длиной, как раз отвечал этим требованиям. Иначе бы, он просто не вписался в период малой воды в радиусы поворотов на таких перекатах, как Бычье горло или Барзаский. И сегодня маломерные суда рыболовов и туристов выписывают кренделя между донными выходами скальной породы. Таким образом, факт присутствия данного судна на Томи зафиксирован во многих источниках.

К сожалению, существует единственная фотография этого парохода в архиве музея Самусьского судостроительного завода. Там «Смелый» в 1952 году проходил восстановительный ремонт, что говорит о его продолжительной и активной деятельности в Томской и Кемеровской областях. А вот окончания его пути нигде не зафиксировано. Нет данных о его кончине. Получается, что пароход пропал без вести. Анализ и сравнение по фотографиям геометрии и технических особенностей корпуса «Смелого» и безымянного парохода, лежащего в устье речки Лягушья, позволяют рассуждать о некоторой их единичной схожести, а именно по элементам гребного колеса, особенностям носовой части корабля, его форштевня и якорной лебедки. Каждый пароход, выходивший со стапелей судостроительных заводов начала прошлого века, был в чем-то уникален, даже если он и принадлежал к какой-либо одной серии. Это объясняется тем, что корабли строились по конкретному заказу. Поэтому конструкция якорной лебедки на носовой палубе «Смелого», более не встречается на фотоснимках других речных паровых судов, как и дизайн формы гребного колеса. Но они схожи с аналогичными узлами на нашем «лягушьем» раритете. А теперь самое главное. В самом начале ноября мне был прислан рисунок парохода, сделанный речным «старожилом» и любителем рыбалки. Он, в свои юные семидесятые года прошлого века, часто бывал со своим отцом - рыболовом в том районе. Он нарисовал его по своим детским воспоминаниям, лежащим на ровном киле в одноименной протоке через галечную косу от нынешнего места положения. Изображенное на рисунке судно, очень похоже на пароход, снятый в Самусьсках фотографом в 1952 году. Получается, что в известном месте лежат останки речного паровика «Смелый». Неведомым образом, оказавшегося в плену речных отмелей, да так и оставшегося там навеки. Возможно пароход по причине, какой-либо серьезной поломки, был определен своей командой на ремонт и зимовку в протоке Лягушья. Затем весеннее половодье внесло свои коррективы в планы людей, и корабль остался стоять, зарастая быстрым ивняком. Затем очередной ледоход или половодье усугубили состояние судна, снеся палубные надстройки, сдвинули его в сторону, вдавили в коренной берег, где он сегодня, уже проросший береговыми деревьями, медленно превращается в ржавую пыль.

Возможно, кто-нибудь усомнится в моих исторических поисках, но лично для себя я поставил точку в этом вопросе, так мучившем меня последние годы, с тех пор, как сам увидел и потрогал руками, это паровое чудо. А что? Совсем неплохая судьба для речного корабля.

Можно ещё добавить, что когда я впервые увидел в 2012 году «лягушью баржу», как прозвали останки корабля местные рыбаки и охотники, то обратил внимание на нарушение пропорций судна относительно его длины и ширины. Помнится, ещё рассуждал на эту тему, с повстречавшимися мне туристами - водниками. А чуть позже, собирая информацию о развитие Томского пароходства, прочитал роман Виля Липатова «Ещё до войны, где писатель описывает небольшой пароход «Смелый», как судно, курсирующее по Оби и имеющее одну конструктивную особенность, а именно некоторую валкость на ходу и низкие борта. Помню свою радость, от ещё одного найденного факта, в копилку своих поисков. В 80–е годы режиссером Борисом Савченко был снят одноименный художественный фильм, съемки которого проходили в районе старинного села Ярское, расположенного на Томи в сорока километрах от Томска. Правда, в качестве известного парохода там фигурировал речной разъездной катер с бутафорской надстройкой, но это уже другая история.

Евгений Тамбовцев