Тутальские скалы
Красота этого места отмечается всеми, кто хоть раз побывал здесь. Особенно завораживает вид, открывающийся с вершин Тутальских скал. В мае и в октябре солнце, поднимаясь с востока на запад прямо по направлению течения реки, освещает её утренними лучами от горизонта до города Юрги. Здесь Томь, резко поворачивает на север, огибая почти под прямым углом, эти скалистые отроги Кузнецкого Алатау.
Тутальскими они названы по одноименной железнодорожной станции Трансиба, находящейся в восьми километрах севернее. А станция Тутальская, в свою очередь, получила название от местного говора коренного населения - тутальских (тутошних). Жители же окрестных деревень прозвали их змеиными скалами по причине большого количества гадюк обитающих в траве у их подножия.
Сакральность этого места отмечалась многими любителями -исследователями родного края и профессиональными археологами. Полюбили скалы и сибирские альпинисты, регулярно проводящие на отвесных каменных уступах, свои тренировки.
Существует несколько легенд связанных с этими скалами. Одна из них легенда о подземном городе, входы в который были засыпаны в 1964 году прошлого века, в связи с гибелью людей в ходах, выдолбленных в скальных породах и тянущихся под Томью до самого г. Томска. Эта история хорошо перекликается с легендой о древнем подземном городе Грустины, на месте которого и выстроен сегодняшний Томск.
На скалах находится больше сорока древних петроглифов, датируемых концом каменного века, с изображением животных и антропоморфных существ. Высота их расположения обеспечивает их относительную сохранность от диких туристов.
Глубина реки под скалами не такая большая, как может показаться. В период низкого уровня воды всего-то около двух метров. По дну беспорядочно разбросаны крупные камни и валуны. В сильный спад уровня воды они, угрожающе являют наружу свои истесанные винтами многих судов, верхушки. Но, это не мешает рыболовам - любителям регулярно вылавливать трофейные экземпляры хищных щук. Пополняя местные легенды, своими рассказами о сорвавшихся полутораметровых «монстрах». Чего скрывать, мне самому довелось однажды зацепить блесной такую царь - рыбу, протащившую против течения метров двадцать моторную лодку, вместе со мной общим весом килограммов в двести пятьдесят, пока не оборвался полностью стравленный с катушки прочный плетеный рыболовный шнур.
В любое время года на вершинах Змеинок можно встретить палаточные лагеря региональных горно-туристических клубов, организующие свои слеты и сборы. С легкой руки, этих легких на крутой подъем людей, отвесные скальные стенки и камни получили свои оригинальные названия: Мужское и Женское зеркала, Ишим, Конь и Пти - Дрю и т.д. Но, не многие знают, что у скального выступа - Чукотский Мальчик, в межсезонье отлично берет крупный окунь и где по дну реки. в зимний период, проходит налимья тропа.
Лет пятнадцать назад автору этих строк довелось общаться с экстрасенсом, специалистом по биоэнергетике и лично с ним посетить эти Змеинки. С его слов под скалами находится мощнейшая энергетическая линза, входящая в число множества подобных линз, в определенном порядке разбросанных по всей планете. Уровень земной энергии в таких местах силы, значительно выше среднего и благотворно влияет на все живое, в том числе и на человека. И действительно, существует общее мнение, что того, кто хоть раз побывал на Тутальских скалах, тянет вернуться сюда вновь и вновь.
Максим Глубокий

Под дланью небес
Золото Колчака ищут уже более восьмидесяти лет и ищут очень активно. Но никто, ни одиночные кладоискатели, ни такие серьезные организации, как КГБ, так и не смогли отыскать его. Возможно потому, что искали не в том месте?
Читать далее →
Подобный рассвету
В дневном переходе санного обоза по кедровой тайге от губернского города Томска стояло богатое село Нагорный Иштан. Оно стояло на высоком берегу реки, каждое утро встречая куполами Петропавловской церкви солнечный рассвет. Отсюда и название села - Иштан, что в переводе с местного татарского диалекта означает - подобный рассвету. А рассветы тут первозданны и уникальны. Сама природа, органично вписываясь берегами реки в пропорции золотого сечения, позволила людям украсить высоченный яр из плотной глины золотыми куполами деревянной Петропавловки.