← К списку публикаций

Читать далее Художник земли сибирской
Художник земли сибирской

Народный художник РСФСР Кондратий Белов вырос в Сибири, на берегу  реки Томи, в селе Пача Кемеровской области. Село Пача  осталось в творчестве художника-пейзажиста одним из  главных лейтмотивов.  И не удивительно, что свой жизненный путь он завершил, работая над  последней картиной - «Село моей юности». С возвышенности, где  Кондратий Белов в 1917 году любовался своим  селом, фотограф   Евгений Тамбовцев  запечатлел панораму села  Пача в наши дни.  И приходиться признать, что 100 лет назад  сельская улица, увенчанная  храмом, была красивее.

Читать далее Барды Сибири 10 лет встречают победный май на речных волнах
Барды Сибири 10 лет встречают победный май на речных волнах

Бардсплав - так называют авторы-исполнители сибирского региона своё ежегодное путешествие по реке Томь в  канун празднования дня Победы. И нынешний их водный поход не стал исключением. Барды- экстремальщики посвятили 80-ти километровый марш-бросок по большой воде 70-летию Победы.Для участия в экстремальном переходе прибыли представители городов: Кемерово, Новокузнецк, Томск, Междуреченск, Юрга.

Читать далее Легенды тутальской писаницы
Легенды тутальской писаницы

По словам жителей Юрги, ходивших по древним туннелям в 1950-60-х  годах, по «главному подземному ходу можно было двигаться неделю до следующего выхода на поверхность».
В те же годы в туннелях потерялась группа подростков и власти приняли решение, все входы в подземный город,  взорвать.

Подобный рассвету

В дневном переходе санного обоза по кедровой тайге от губернского города Томска стояло богатое село Нагорный Иштан. Оно стояло на высоком берегу реки, каждое утро встречая куполами Петропавловской церкви солнечный рассвет. Отсюда и название села - Иштан, что в переводе с местного татарского диалекта означает - подобный рассвету. А рассветы тут первозданны и уникальны. Сама природа, органично вписываясь берегами реки в пропорции золотого сечения, позволила людям украсить высоченный яр из плотной глины золотыми куполами деревянной Петропавловки.

« Дух захватывает от красоты такой!» говаривали купцы, идущие санными обозами с пушниной и кедровым орехом с северов края на ярмарки в губернский центр. Зимний тракт от Нарыма до Томска проходил аккурат в нескольких верстах. Поэтому и церковь здешняя считалась очень богатой. Грех не пожаловать на храм коммерческим людям золотой царский червонец, особенно при такой-то красотищи и близости окончания долгого и опасного пути. Вот и соревновались купчишки в своем благотворении во славу господа и в благосостояние дела своего.

Люди же, в этих местах живут уже не одно тысячелетие. Свидетельства тому непрерывная цепь древних поселений, тянущихся по берегу реки до самой Оби. В самом Иштане не так давно томские археологи нашли древнее городище с мощной для того времени системой фортификационных сооружений. Ров глубиной в два метра с невысоким валом окаймляли постройки, датируемые вторым веком нашей эры.

До революционных передряг, в самом начале 20-го века, село насчитывало больше четырехсот жителей при шести десятках дворов.

- Петропавловский храм в Иштане славился своим хором и богатой церковной утварью, - рассказывает группе томских журналистов иерей Александр Николаев, настоятель церкви Покрова Пресвятой Богородицы, что в соседнем поселке Моряковский затон. - Ведь он был единственным в округе и практически все, кто следовал на север Томской губернии, старались посетить его и попросить для себя благословения на дорогу.

Примечательно то, что Моряковская церквушка с восьмеричным куполом, стоит в Иштанском переулке, словно напоминая прихожанам, о старшем своем брате.

- В 20-е годы прошлого века, - продолжает свой рассказ отец Александр, - Храм смог пережить первую волну нападок советской власти на православную веру. Устоял с божьей помощью и в нем даже продолжались службы. Но вот вторую волну 30-х годов антихристовщины уже не выдержал. Его закрыли и определили под зернохранилище. Так и просуществовал он, потихоньку разрушаясь, до наших дней.

В 1978 году кинорежиссер Андрей Кончаловский в Нагорном Иштане снимал свой замечательный фильм «Сибириада» по одноименному роману Валентина Ежова. Не один месяц съёмочная группа искала по всей Сибири места для съёмок этой кино-поэмы, пока не увидели потрясающую природную красоту Иштанской протоки на Томи. У многих из съёмочной группы тогда возникло ощущение, что в романе описывается именно эта деревушка тихо стоящая на крутом берегу в окружении реликтового кедрового бора. В процессе работы над фильмом Петропавловский храм, к вящей радости деревенских жителей подремонтировали, но по окончанию съёмок, вновь навесили амбарный замок. Радость оказалась преждевременной, и храм продолжал приходить в упадок.

- В последние годы, - продолжает говорить отец Александр, - Было несколько попыток реставрации храма. Особенно после того, как его передали Русской Православной Церкви. Но, к сожалению, средств всегда не хватало и работы так и не были завершены. Хотя местные жители и стараются его сохранить, но пока их попытки единичны. Если появится местный лидер, которому удастся сплотить людей, найти инвесторов то благой подвиг по восстановлению храма непременно состоится.

А пока, если заглянуть в храмовое окошко, можно увидеть на церковных стенах прозрачные лики апостолов Петра и Павла с укоризной взирающих на людей из храмовой тишины.

Евгений Тамбовцев

Оксана Луговая

Фотографии Оксаны Луговой