По Томи на винте, или от Новокузнецка до Юрги (часть 2)
Томь - река постоянного обновления, движения, молодости...
Геннадий Юров,
из книги «Родная река».
Полностью соглашусь с этими словами замечательного писателя и журналиста Геннадия Юрова. Уже второй год подряд, в середине сентября, провожу недельный водномоторный переход по маршруту НовокузнецкТомск и каждый раз родная Томь река на всем своем протяжение, удивляет красотой тайги на высоких берегах, стройными по-корабельному тополиными островами, молодецкой удалью и непредсказуемостью стремительных перекатов.
От промзоны Новокузнецка до устья Верхней Терси, Томь сегодня представляет собой почти непрерывную цепочку островов, разделенных множественными протоками и без речной карты лоции легко заплутать в их лабиринте. Ведь зачастую, тупиковая протока в своем начале, выглядит полноводнее, чем условный судовой ход, обозначенный на старой лоции. Полное же отсутствие навигационных знаков по берегам, превращает движение по реке в игру лотерею: пройдем, не пройдем, стукнем или не стукнем винтом по камням. После третьей сорванной шпонки решаем идти по плесам под мотором, перекаты же проходить в поднятом положение двигателя, удерживая курс лодки веслами. С трудом вериться, что в недалеком прошлом, здесь совершал регулярные рейсы теплоход Заря, а речной флот города Новокузнецка насчитывал около десяти бортов буксирного типа и пары тройки речных трамвайчиков ходящих по местным рейсам. А ведь мы шли в сентябре прошлого года, когда уровень реки намного выше серединной межени. С обоснованной завистью провожали взглядом местные маломерные суда, идущие либо под водометом, либо под воздушным винтом. Не нуждаясь в лоциях, они шли, как правило, по прямой, от поворота к повороту, от мыса к мысу, легко перескакивая гравийные отмели и камни перекатов. Поэтому понятна моя радость, испытанная при встрече с деревянной плоскодонкой с высоко поднятой винтовой Ямахой: «Ведь есть же ещё люди, кто ходит под винтом в этих мелководных местах». Хотя если рассмотреть конструкцию местных длинномерных плоскодонных лодок, то станет ясна удаль и решительность их владельцев. Эти лодки созданы вековым опытом местного населения, просто рождены для речного мелководья.
У Осинового плеса, поселения со статусом райцентра, в Томь впадает первая струя чистой воды верхней Терси, речки стекающей со снежников хребта Кузнецкого Алатау и главная водная артерия Кузбасса наполняется лодками, катерами и так называемыми судами СВП на воздушной подушке. Гул, который поначалу воспринимаешь, как гул низколетящего самолета, но на удивление быстро к нему привыкнув, начинаешь воспринимать как вариант речного транспорта.
...Район трех речек прошли сплавом, пробрасывая влево-вправо спиннингами и на удивление часто слышали вопрос от рыболовов стоящих по берегам: «Ну как клев?». Но, то ли время было не то, то ли рыба клевала лишь вчера и завтра. Сколько мы не пробовали пробрасывать по ходу движения блеснами и воблерами плесы и перекаты, результат был нулевой. Ни одной поклевки! Ни одной, за всё время! В своей родной акватории Томи у города Юрги, за два часа ловли я, как правило, вытаскиваю пару полуторакиллограмовых щучек или хотя бы одного приличного окуня грамм так на двести - триста. А здесь, в районе рыболовной Мекки Кузбасса, ни одной поклевки! Причина стала понятна, когда мы с сыном увидели на многочисленных гравийных отмелях следы-борозды от траления сетями и тушки рыбы убитой электротоком. Об этом нам поведали пара пожилых рыбачков на старой Казанке. По их рассказам, на реке регулярно появляются решительные и значимые люди на мощных катерах со сварочными аппаратами на борту и бьют электротоком и тралят неводами реку вдоль и поперек. Рыбинспектор, как правило, на это время где-то сразу пропадает и появляется лишь спустя некоторое время, смело и безболезненно контролируя браконьерство на нашей реке. Катеров таких на Томи единицы и отследить их специалисты смогут без труда. Да только кому это надо? И сразу напрашивается мысль, что браконьерство у нас на Томи возведено в ранг детской шалости для важных персон и рассматривается, как безобидный водный туризм с примесью некоторой дозы адреналина.
Что касается водного туризма, то хочется сказать о высоком потенциале Томи на предмет организации маршрутов различных по времени и протяженностью. Ведь от поселка Балыкса до города Томска, на протяжении почти семисот километров, река имеет большую историко-этнографическую привлекательность, а её воды, обладающие уникальным микроэлементным составом, могут конкурировать с водой озера Байкал. Причин, что туризм на Томи и сегодня носит полудикий характер много. На мой взгляд, главная из них это то, что Томь, неся на себе высокий промышленный прессинг, постоянно балансирует на грани экологической беды и только её высокий потенциал самоочистки уберегает нас от различного рода чрезвычайных ситуаций.
Осенний хищник на Томи
Перекаты, плесы, острова, делают Томь интересной рекой для развития рыболовного спорта в Кузбассе. Сами спортсмены, не отрицая элемент случайного везения, признают, что умение читать поверхность реки, чувствовать движение рыбы под водой на Томи становится главным и раскрывается в полной мере. Наглядным примером этого являются итоговые соревнования «Осенний хищник».
Читать далее →Вся страна - браконьерская добыча
Браконьерство - неистребимое явление пришедшее к нам из глубины веков. До этого на языке родных осин браконьеров называли откровеннее – ворами.