← К списку публикаций

Читать далее Художник земли сибирской
Художник земли сибирской

Народный художник РСФСР Кондратий Белов вырос в Сибири, на берегу  реки Томи, в селе Пача Кемеровской области. Село Пача  осталось в творчестве художника-пейзажиста одним из  главных лейтмотивов.  И не удивительно, что свой жизненный путь он завершил, работая над  последней картиной - «Село моей юности». С возвышенности, где  Кондратий Белов в 1917 году любовался своим  селом, фотограф   Евгений Тамбовцев  запечатлел панораму села  Пача в наши дни.  И приходиться признать, что 100 лет назад  сельская улица, увенчанная  храмом, была красивее.

Читать далее Барды Сибири 10 лет встречают победный май на речных волнах
Барды Сибири 10 лет встречают победный май на речных волнах

Бардсплав - так называют авторы-исполнители сибирского региона своё ежегодное путешествие по реке Томь в  канун празднования дня Победы. И нынешний их водный поход не стал исключением. Барды- экстремальщики посвятили 80-ти километровый марш-бросок по большой воде 70-летию Победы.Для участия в экстремальном переходе прибыли представители городов: Кемерово, Новокузнецк, Томск, Междуреченск, Юрга.

Читать далее Легенды тутальской писаницы
Легенды тутальской писаницы

По словам жителей Юрги, ходивших по древним туннелям в 1950-60-х  годах, по «главному подземному ходу можно было двигаться неделю до следующего выхода на поверхность».
В те же годы в туннелях потерялась группа подростков и власти приняли решение, все входы в подземный город,  взорвать.

По Томи на винте, или от Новокузнецка до Юрги (часть 2)

Томь - река постоянного обновления, движения, молодости...
Геннадий Юров,
из книги «Родная река».

Полностью соглашусь с этими словами замечательного писателя и журналиста Геннадия Юрова. Уже второй год подряд, в середине сентября, провожу недельный водномоторный переход по маршруту  Новокузнецк­Томск и каждый раз родная Томь река на всем своем протяжение, удивляет  красотой тайги на высоких берегах, стройными по-корабельному тополиными островами, молодецкой удалью и непредсказуемостью стремительных перекатов.

От промзоны Новокузнецка до устья Верхней Терси, Томь сегодня представляет собой почти непрерывную цепочку островов, разделенных множественными протоками и без речной карты ­ лоции легко заплутать в их лабиринте. Ведь зачастую, тупиковая протока в своем начале, выглядит полноводнее, чем условный судовой ход, обозначенный на старой лоции. Полное же отсутствие навигационных знаков по берегам, превращает движение по реке в игру лотерею: пройдем, не пройдем, стукнем или не стукнем винтом по камням. После третьей сорванной шпонки решаем идти по плесам под мотором, перекаты же проходить в поднятом положение двигателя, удерживая курс лодки веслами. С трудом вериться, что в недалеком прошлом, здесь совершал регулярные рейсы теплоход Заря, а речной флот города Новокузнецка насчитывал около десяти бортов буксирного типа и пары ­тройки речных трамвайчиков ходящих по местным рейсам. А ведь мы шли в сентябре прошлого года, когда уровень реки намного выше серединной межени. С обоснованной завистью провожали взглядом местные маломерные суда, идущие либо под водометом, либо под воздушным винтом. Не нуждаясь в  лоциях, они шли, как правило, по прямой, от поворота к повороту, от мыса к мысу,  легко перескакивая  гравийные отмели и камни перекатов. Поэтому понятна моя радость, испытанная при встрече с деревянной плоскодонкой с  высоко поднятой винтовой Ямахой: «Ведь есть же ещё люди, кто ходит под винтом в этих мелководных местах». Хотя если рассмотреть конструкцию местных длинномерных плоскодонных лодок, то станет ясна удаль и решительность их владельцев. Эти лодки созданы вековым опытом местного населения, просто рождены для речного мелководья.

У Осинового плеса, поселения со статусом райцентра, в Томь впадает первая струя чистой воды верхней Терси, речки стекающей со снежников хребта Кузнецкого Алатау и главная водная артерия Кузбасса наполняется лодками, катерами и так называемыми  судами СВП на воздушной подушке. Гул, который поначалу воспринимаешь, как гул низколетящего самолета, но на удивление быстро к нему привыкнув, начинаешь воспринимать как вариант речного транспорта.

...Район трех речек прошли сплавом, пробрасывая влево­-вправо спиннингами и на удивление часто слышали вопрос от рыболовов стоящих по берегам: «Ну как клев?». Но, то ли время было не то, то ли рыба  клевала лишь вчера и завтра. Сколько мы не пробовали пробрасывать по ходу движения блеснами и воблерами плесы и перекаты, результат был нулевой. Ни одной поклевки! Ни одной, за всё время! В своей родной акватории Томи у города Юрги, за два часа ловли я, как правило, вытаскиваю пару полуторакиллограмовых щучек или хотя бы одного приличного окуня грамм так на двести - триста. А здесь, в  районе рыболовной Мекки Кузбасса, ни одной поклевки! Причина стала понятна, когда мы с сыном увидели на многочисленных гравийных отмелях следы-борозды от траления сетями и тушки рыбы убитой электротоком. Об этом нам поведали пара пожилых рыбачков на старой Казанке. По их рассказам, на реке регулярно появляются решительные и значимые люди на мощных катерах со сварочными аппаратами на борту и бьют  электротоком и тралят неводами реку вдоль и поперек. Рыбинспектор, как правило, на это время где-то сразу пропадает и появляется лишь спустя некоторое время,  смело и безболезненно контролируя браконьерство на нашей реке. Катеров таких на Томи единицы и отследить их специалисты смогут без труда. Да только кому это надо? И сразу напрашивается мысль, что браконьерство у нас на Томи возведено в ранг детской шалости  для важных персон и рассматривается, как безобидный водный туризм с примесью некоторой дозы  адреналина.

Что касается водного туризма, то хочется сказать о высоком потенциале Томи на предмет организации маршрутов различных по времени и протяженностью. Ведь от поселка Балыкса до города Томска, на протяжении почти семисот километров,  река имеет большую историко-этнографическую привлекательность, а её воды, обладающие уникальным микроэлементным составом, могут конкурировать с водой озера Байкал. Причин, что туризм на Томи и сегодня носит полудикий характер много.  На мой взгляд, главная из них это то, что Томь, неся на себе высокий промышленный прессинг, постоянно балансирует на грани экологической беды и только её высокий потенциал самоочистки уберегает нас от  различного рода чрезвычайных ситуаций.