← К списку публикаций

Читать далее Художник земли сибирской
Художник земли сибирской

Народный художник РСФСР Кондратий Белов вырос в Сибири, на берегу  реки Томи, в селе Пача Кемеровской области. Село Пача  осталось в творчестве художника-пейзажиста одним из  главных лейтмотивов.  И не удивительно, что свой жизненный путь он завершил, работая над  последней картиной - «Село моей юности». С возвышенности, где  Кондратий Белов в 1917 году любовался своим  селом, фотограф   Евгений Тамбовцев  запечатлел панораму села  Пача в наши дни.  И приходиться признать, что 100 лет назад  сельская улица, увенчанная  храмом, была красивее.

Читать далее Барды Сибири 10 лет встречают победный май на речных волнах
Барды Сибири 10 лет встречают победный май на речных волнах

Бардсплав - так называют авторы-исполнители сибирского региона своё ежегодное путешествие по реке Томь в  канун празднования дня Победы. И нынешний их водный поход не стал исключением. Барды- экстремальщики посвятили 80-ти километровый марш-бросок по большой воде 70-летию Победы.Для участия в экстремальном переходе прибыли представители городов: Кемерово, Новокузнецк, Томск, Междуреченск, Юрга.

Читать далее Легенды тутальской писаницы
Легенды тутальской писаницы

По словам жителей Юрги, ходивших по древним туннелям в 1950-60-х  годах, по «главному подземному ходу можно было двигаться неделю до следующего выхода на поверхность».
В те же годы в туннелях потерялась группа подростков и власти приняли решение, все входы в подземный город,  взорвать.

Духовный поток

...В 16-17 веках по Томи ходили крестные ходы от Кузнецка до Томска. Ходили долго, так как за день успевали пройти от силы пару деревень. А если на пути вставало село со своим храмом или церковью, то и вовсе задерживались в нем на сутки. А как же иначе. Ведь такой праздник не каждый месяц бывает, и село загодя готовилось к приходу общих православных реликвий. Вот и получалось, что шли казаки с молитвами по реке целый месяц, если не больше, передавая в губернском Томске эстафету православным крестным ходам по Оби и Иртышу...

О предстоящем крестном ходе-сплаве я узнал ещё в марте месяца и когда в конце апреля получил о нем подтверждение от авторитетного источника, то неспешно начал готовится. Перелистал свои записи о ныне существующих и давно забытых приречных деревнях и селах. О разных геологических, археологических и иных достопримечательностях встречающихся на томских обрывистых берегах, измарывая рукописными пометками поля старой речной лоции.

В творческих майских хлопотах месяц прошел очень быстро и ранним утром 28 числа, я со своим старшим сыном Максимом, спешили в набитой нашим экспедиционным скарбом заказной газельке на центральную базу ГИМС МЧС Кузбасса. В то утро, база ГИМС, как начальная точка всего путешествия, напоминала собой геологическую партию дальней экспедиции. Собранные рюкзаки, упакованные лодки ПВХ, моторы канистры с топливом и другое необходимое для долгого путешествия имущество, лежало рядами на земле, ожидая загрузки в бортовой уазик. После дружной погрузочной суеты, заметно просев на рессорах, он вместе с нами, под добрые пожелания счастливой дороги, выехал за ворота базы и взял курс, в сторону южной столицы Кузбасса, города Новокузнецка и далее транзитом до самого Междуреченска.

Надо ещё сказать, что параллельно нам, своим ходом по реке от Кемерово до города металлургов шли с экипажами два катера КС, которым было вменено ожидать основную группу крестного хода на пирсе кузнецкой спасательной станции. В виду своей большей осадки катера КС не могли беспроблемно пройти вверх по Томи до станции Лужбы. Особенно это актуально выше устья впадающей в Томь реки Бельсу, после которой Кузбасская труженица становится заметно уже и мельче.

Переночевав у гостеприимных Междуреченских спасателей, утром следующего дня, наша команда на раз-два загрузилась в вагон пригородной электрички следующей до станции Балыкса. Потеснившиеся дачники и туристы с любопытством оглядывали якоря на нашивках и погонах ребят инспекторов ГИМС. Полтора часа относительного покоя и снова разгрузка и перенос под дожем нашего груза до воды. Сборка лодок, навеска моторов и напряженный километровый марш бросок до бывшего поселка Анзас среди камней по стремнине горной реки.

Всего, командой лужбинской заброски, экспедиционное снаряжение десять раз было взято на руки, перенесено на какое-то расстояние, поднято на какую-то высоту. Поэтому проделав это в последний раз, рядом с устьем грохочущего ручья, многие из нас почувствовали как устали руки за эти два дня пути, как ломит спину. Впереди была ночь и возможность вытянувшись на спальном мешке, заснуть под равномерный шум водного потока.

А солнечным утром следующего дня привезли икону Божией Матери «Покров над землей Кузнецкой». Привезли её протоиерей Даниил Голоднов, духовник крестного хода и протоиерей Андрей Рузанов, руковолитель отдела по делам молодежи Новокузнецкой епархии. От Кемерово везли на машине, потом утренней электричкой из Междуреченска, всю дорогу продержа икону на руках.