← К списку публикаций

Читать далее Художник земли сибирской
Художник земли сибирской

Народный художник РСФСР Кондратий Белов вырос в Сибири, на берегу  реки Томи, в селе Пача Кемеровской области. Село Пача  осталось в творчестве художника-пейзажиста одним из  главных лейтмотивов.  И не удивительно, что свой жизненный путь он завершил, работая над  последней картиной - «Село моей юности». С возвышенности, где  Кондратий Белов в 1917 году любовался своим  селом, фотограф   Евгений Тамбовцев  запечатлел панораму села  Пача в наши дни.  И приходиться признать, что 100 лет назад  сельская улица, увенчанная  храмом, была красивее.

Читать далее Барды Сибири 10 лет встречают победный май на речных волнах
Барды Сибири 10 лет встречают победный май на речных волнах

Бардсплав - так называют авторы-исполнители сибирского региона своё ежегодное путешествие по реке Томь в  канун празднования дня Победы. И нынешний их водный поход не стал исключением. Барды- экстремальщики посвятили 80-ти километровый марш-бросок по большой воде 70-летию Победы.Для участия в экстремальном переходе прибыли представители городов: Кемерово, Новокузнецк, Томск, Междуреченск, Юрга.

Читать далее Легенды тутальской писаницы
Легенды тутальской писаницы

По словам жителей Юрги, ходивших по древним туннелям в 1950-60-х  годах, по «главному подземному ходу можно было двигаться неделю до следующего выхода на поверхность».
В те же годы в туннелях потерялась группа подростков и власти приняли решение, все входы в подземный город,  взорвать.

Мы поём то, что нам нравится…

Подходя августовским вечером по реке Томь, на своей моторной ПВХ-лодке «Касатке», к берегу музея- заповедника «Томская писаница», я слегка растерялся, ни людей, ни катеров, ни лодок. А ведь через какой-то час, на площадке у часовни равноапостольных Св. Кирилла и Мефодия, должно пройти открытие седьмого фестиваля авторской песни «Спас на Томи» ставшего уже традиционным в Кузбассе и после заупокойной литургии посвященной памяти бардов, должен состояться концерт «Уходя, оставить свет, это больше, чем остаться». Пришвартовав свой «корабль» и повесив на плечо репортерский кофр, я двинулся вверх по дороге, уже видя на поляне праздников, многочисленные дымы от костров, съехавшегося на фестиваль, народа.

- Фестивали авторской песни есть и будут, они востребованы, и это песенное творчество народа, занимая свою нишу, развивается и ширится, - рассуждает генеральный директор Томской Писаницы Валерий Каплунов. – Хотя, надо сказать, что многое зависит от поддержки властей на местах и если они уделяют должное внимание культуре, то авторская песня продолжает жить.

Соглашусь с распространенным сегодня мнением, что авторская песня изначально предназначалась для слушания в интимно лирической обстановке у походного костра, при небольшой аудитории, да ещё под живую гитару. Такое исполнение способно создавать эффект разделения мира в сознании продвинутого слушателя на две части, обыденности и мечтательной романтики. При этом реализуется главное в такой песне – эмоциональное сопереживание сюжету. Также, соглашусь и с тем, что исполняемая со сцены на большую аудиторию авторская песня близко подходит к технологии исполнения массовых песенных жанров, теряет при этом эти качества. А воздействие феномена толпы на присутствующих, нивелирует у последних эмпатию к содержанию авторского текста. От исполнителей же в этом случае, хотят они этого или нет, требуется применение определенных развлекательных сценических уловок удерживающих внимание разномастной и многочисленной публики.

Идти ночью по дорожкам Томской Писаницы, уже само по себе увлекательное занятие. Лунный свет фонарей, вдоль гравийной тропинки, короток и от того быстро теряется в непроглядной тьме соснового леса, а вздохи и шевеления лесных хищников из местного зоопарка дополняют сказочно-берендеевское впечатление.

- А мы тоже поем и даже немного пишем, - говорят мне пара мальчишек лет 13-ти встретившиеся на ночной тропе. – А вы, то же на открытие? – И не давая мне ответить, продолжают увлеченно, по-взрослому рассуждать об исполнителях и гостях фестиваля.

Несмотря на набирающий обороты информационный коллапс, в молодежной среде сохраняется потребность в авторской песне и фестиваль «Спас на Томи» лишнее тому подтверждение. Сочетая в себе лирику городского романса с одной стороны и стремление молодых к нонконформизму с другой, авторская песня живет и развивается в обоих направлениях.

- Я не пою песню, я её проживаю во время исполнения, - делится со своими слушателями двадцатилетняя Ирина из г.Кемерово. Аккомпанирует ей её друг Алексей. Девушка лишь недавно начала писать стихи и первые попытки переложить их на музыку уже возымели успех.

Искренность, доверительность и интеллигентная эстетика без всякого заигрывания со слушателем – вот основные качества авторского исполнения. Можно сказать это личностная песня одного человека, проповедующего свое отношение к жизни.

Концерт на открытии фестиваля был посвящен памяти Николая Смольского, светлого человека, автора многих песен и одного из зачинателей бардовского движения в Сибири. Рано уйдя из жизни, он оставил после себя чистые нравственные идеалы для тысяч людей. Пополнить свой духовный запас собрались несколько сотен человек, и многие приехали целыми семьями.

- У меня мама поет, а её группа поддержки, - улыбается Алена из Томска. Мама же в этот момент сосредоточенно подстраивала свою гитару, готовясь к сольному выступлению и по отстраненному её взгляду, было понятно, что она, погрузившись в свою песню, ждет минуты истины. И, кажется, что ради этих минут откровения перед собой и другими людьми, и собрались здесь все присутствующие.

Ранее я встречался с мнением, что настоящие барды уходят, а новое поколение поэтов пишущих для себя, никак не народится. Возможно, на тот момент времени, говорившие эти слова и были в чем-то правы, однако все меняется и сегодня уже отчетливо видны новые юные звездочки и молодые звезды самодеятельной песни. Неслучайно Гран-при фестиваля и главный подарок от губернатора Кемеровской области – гитара, была вручена Софье Ташкиновой победившей, как в детском, так и во взрослом концерте.

Концерт памяти Николая Смольского подходил к концу и в руки зрителей были выданы воздушные шарики, олицетворяющие души так рано ушедших в безвременье, бардов. Со сцены пелись песни, и в какой-то момент, многим зрителям показалось, что это не детские шарики легко покачиваются на тонких нитях, а сами барды вместе со всеми, слушают свои и новые песни, и когда они подсвеченные прожекторами, один за другим стали легко подниматься в небо, на глазах у многих появились слезы. И слова: «Уходя оставить свет, это больше, чем остаться», обрели для многих новый смысл…

Евгений Тамбовцев

фото автора