Мы поём то, что нам нравится…
Подходя августовским вечером по реке Томь, на своей моторной ПВХ-лодке «Касатке», к берегу музея- заповедника «Томская писаница», я слегка растерялся, ни людей, ни катеров, ни лодок. А ведь через какой-то час, на площадке у часовни равноапостольных Св. Кирилла и Мефодия, должно пройти открытие седьмого фестиваля авторской песни «Спас на Томи» ставшего уже традиционным в Кузбассе и после заупокойной литургии посвященной памяти бардов, должен состояться концерт «Уходя, оставить свет, это больше, чем остаться». Пришвартовав свой «корабль» и повесив на плечо репортерский кофр, я двинулся вверх по дороге, уже видя на поляне праздников, многочисленные дымы от костров, съехавшегося на фестиваль, народа.
- Фестивали авторской песни есть и будут, они востребованы, и это песенное творчество народа, занимая свою нишу, развивается и ширится, - рассуждает генеральный директор Томской Писаницы Валерий Каплунов. – Хотя, надо сказать, что многое зависит от поддержки властей на местах и если они уделяют должное внимание культуре, то авторская песня продолжает жить.
Соглашусь с распространенным сегодня мнением, что авторская песня изначально предназначалась для слушания в интимно лирической обстановке у походного костра, при небольшой аудитории, да ещё под живую гитару. Такое исполнение способно создавать эффект разделения мира в сознании продвинутого слушателя на две части, обыденности и мечтательной романтики. При этом реализуется главное в такой песне – эмоциональное сопереживание сюжету. Также, соглашусь и с тем, что исполняемая со сцены на большую аудиторию авторская песня близко подходит к технологии исполнения массовых песенных жанров, теряет при этом эти качества. А воздействие феномена толпы на присутствующих, нивелирует у последних эмпатию к содержанию авторского текста. От исполнителей же в этом случае, хотят они этого или нет, требуется применение определенных развлекательных сценических уловок удерживающих внимание разномастной и многочисленной публики.
Идти ночью по дорожкам Томской Писаницы, уже само по себе увлекательное занятие. Лунный свет фонарей, вдоль гравийной тропинки, короток и от того быстро теряется в непроглядной тьме соснового леса, а вздохи и шевеления лесных хищников из местного зоопарка дополняют сказочно-берендеевское впечатление.
- А мы тоже поем и даже немного пишем, - говорят мне пара мальчишек лет 13-ти встретившиеся на ночной тропе. – А вы, то же на открытие? – И не давая мне ответить, продолжают увлеченно, по-взрослому рассуждать об исполнителях и гостях фестиваля.
Несмотря на набирающий обороты информационный коллапс, в молодежной среде сохраняется потребность в авторской песне и фестиваль «Спас на Томи» лишнее тому подтверждение. Сочетая в себе лирику городского романса с одной стороны и стремление молодых к нонконформизму с другой, авторская песня живет и развивается в обоих направлениях.
- Я не пою песню, я её проживаю во время исполнения, - делится со своими слушателями двадцатилетняя Ирина из г.Кемерово. Аккомпанирует ей её друг Алексей. Девушка лишь недавно начала писать стихи и первые попытки переложить их на музыку уже возымели успех.
Искренность, доверительность и интеллигентная эстетика без всякого заигрывания со слушателем – вот основные качества авторского исполнения. Можно сказать это личностная песня одного человека, проповедующего свое отношение к жизни.
Концерт на открытии фестиваля был посвящен памяти Николая Смольского, светлого человека, автора многих песен и одного из зачинателей бардовского движения в Сибири. Рано уйдя из жизни, он оставил после себя чистые нравственные идеалы для тысяч людей. Пополнить свой духовный запас собрались несколько сотен человек, и многие приехали целыми семьями.
- У меня мама поет, а её группа поддержки, - улыбается Алена из Томска. Мама же в этот момент сосредоточенно подстраивала свою гитару, готовясь к сольному выступлению и по отстраненному её взгляду, было понятно, что она, погрузившись в свою песню, ждет минуты истины. И, кажется, что ради этих минут откровения перед собой и другими людьми, и собрались здесь все присутствующие.
Ранее я встречался с мнением, что настоящие барды уходят, а новое поколение поэтов пишущих для себя, никак не народится. Возможно, на тот момент времени, говорившие эти слова и были в чем-то правы, однако все меняется и сегодня уже отчетливо видны новые юные звездочки и молодые звезды самодеятельной песни. Неслучайно Гран-при фестиваля и главный подарок от губернатора Кемеровской области – гитара, была вручена Софье Ташкиновой победившей, как в детском, так и во взрослом концерте.
Концерт памяти Николая Смольского подходил к концу и в руки зрителей были выданы воздушные шарики, олицетворяющие души так рано ушедших в безвременье, бардов. Со сцены пелись песни, и в какой-то момент, многим зрителям показалось, что это не детские шарики легко покачиваются на тонких нитях, а сами барды вместе со всеми, слушают свои и новые песни, и когда они подсвеченные прожекторами, один за другим стали легко подниматься в небо, на глазах у многих появились слезы. И слова: «Уходя оставить свет, это больше, чем остаться», обрели для многих новый смысл…
Евгений Тамбовцев
фото автора