← К списку публикаций

Читать далее Художник земли сибирской
Художник земли сибирской

Народный художник РСФСР Кондратий Белов вырос в Сибири, на берегу  реки Томи, в селе Пача Кемеровской области. Село Пача  осталось в творчестве художника-пейзажиста одним из  главных лейтмотивов.  И не удивительно, что свой жизненный путь он завершил, работая над  последней картиной - «Село моей юности». С возвышенности, где  Кондратий Белов в 1917 году любовался своим  селом, фотограф   Евгений Тамбовцев  запечатлел панораму села  Пача в наши дни.  И приходиться признать, что 100 лет назад  сельская улица, увенчанная  храмом, была красивее.

Читать далее Барды Сибири 10 лет встречают победный май на речных волнах
Барды Сибири 10 лет встречают победный май на речных волнах

Бардсплав - так называют авторы-исполнители сибирского региона своё ежегодное путешествие по реке Томь в  канун празднования дня Победы. И нынешний их водный поход не стал исключением. Барды- экстремальщики посвятили 80-ти километровый марш-бросок по большой воде 70-летию Победы.Для участия в экстремальном переходе прибыли представители городов: Кемерово, Новокузнецк, Томск, Междуреченск, Юрга.

Читать далее Легенды тутальской писаницы
Легенды тутальской писаницы

По словам жителей Юрги, ходивших по древним туннелям в 1950-60-х  годах, по «главному подземному ходу можно было двигаться неделю до следующего выхода на поверхность».
В те же годы в туннелях потерялась группа подростков и власти приняли решение, все входы в подземный город,  взорвать.

Живем, пока помним

Забыть свои корни для человека означает потерять свое настоящее и будущее. Прервав связь времен и поколений, он обрекает себя на разрушение сначала духовное, затем физическое.

Что вело казаков в Сибирь? Жажда наживы? Поиск приключений? Или нечто другое, чего они сами не могли объяснить. Ведь в своих походах они десятками замерзали от зимнего холода и голода, сотнями погибали в сражениях с воинствующими племенами. Однако упрямо шли вперед, осваивая все новые территории лесного края для Государства Российского.

С их приходом менялся облик речных берегов. На крутоярах вставали караульные вышки казацких острогов, прибрежная степь распахивалась для культурного земледелия.

Форпостом русского заселения края стал Томск и чуть позже Кузнецк. Началось освоение богатств кузнецкой земли и реки играли тут главную роль транспортных артерий.

В описание всех народов Государства Российского Петербургской академии наук от 1799 года есть такие слова касающиеся сибирского казачества: «Сибирские казаки ведут весьма прибыльную торговлю с заезжими купцами и местными жителями. И нигде нет среди них бедных, но везде зажиточные, а то и очень богатые».

С приходом государственного управления в Сибирь образ жизни коренного населения оставался прежним, за исключением того, что русский царь брал под свою защиту их семьи и территориальную целостность. Ведь Кузнецкий и Томский остроги были построены по высочайшему Указу для защиты местного населения от набегов кочевых племен. Вот и выросли, из сосны и ели, высокие башни по Томи пяти казацких опорных пунктов: Каштакский, Сосновский, Верхотомский, Мундатский и Кузнецкий. Выросли и положили начало множеству деревень и казацких поселений.

Шли служивые люди по сибирским рекам, и всегда рядом с ними был образ Божий, и в битве, и в мирном труде.

«Блажен непорочный в пути, ходящий в законе Господнем» - эти слова из 118-го библейского псалма, возможно, объяснят причину непоколебимой твёрдости в достижениях своих целей, у русских людей. Чувство особенного предназначения, выполнение высшего промысла укрепляло руки кормчих, что вели казацкие струги вверх по течению.

Так, благодаря Божьему промыслу, Западная Сибирь вошла в состав русского государства и получила мощный толчок к общественным преобразованиям и экономическому развитию.

Евгений Тамбовцев

член Союза журналистов РФ

фото автора