← К списку публикаций

Читать далее Художник земли сибирской
Художник земли сибирской

Народный художник РСФСР Кондратий Белов вырос в Сибири, на берегу  реки Томи, в селе Пача Кемеровской области. Село Пача  осталось в творчестве художника-пейзажиста одним из  главных лейтмотивов.  И не удивительно, что свой жизненный путь он завершил, работая над  последней картиной - «Село моей юности». С возвышенности, где  Кондратий Белов в 1917 году любовался своим  селом, фотограф   Евгений Тамбовцев  запечатлел панораму села  Пача в наши дни.  И приходиться признать, что 100 лет назад  сельская улица, увенчанная  храмом, была красивее.

Читать далее Барды Сибири 10 лет встречают победный май на речных волнах
Барды Сибири 10 лет встречают победный май на речных волнах

Бардсплав - так называют авторы-исполнители сибирского региона своё ежегодное путешествие по реке Томь в  канун празднования дня Победы. И нынешний их водный поход не стал исключением. Барды- экстремальщики посвятили 80-ти километровый марш-бросок по большой воде 70-летию Победы.Для участия в экстремальном переходе прибыли представители городов: Кемерово, Новокузнецк, Томск, Междуреченск, Юрга.

Читать далее Легенды тутальской писаницы
Легенды тутальской писаницы

По словам жителей Юрги, ходивших по древним туннелям в 1950-60-х  годах, по «главному подземному ходу можно было двигаться неделю до следующего выхода на поверхность».
В те же годы в туннелях потерялась группа подростков и власти приняли решение, все входы в подземный город,  взорвать.

Сланцевый рудник

Когда то, миллионы лет назад, здесь было дно моря. На дне осаждался ил, кварцевый песок. Все это слеживалось, цементировалось и превращалось в осадочные горные породы известняки и глинистые сланцы. В промышленности сланец используется как строительный материал и как низкокачественное топливо с высоким содержанием золы. Как правило, целесообразность и размеры его добычи не выходят за рамки местной промышлености. В наше время некоторые виды сланца используют в качестве кровельного материала. В Россию кровельный сланец ввозится из Европы. Удовольствие это очень дорогое. Объясняется такое положение дел тем, что отечественный природный шифер очень низкого качества, что делает его добычу убыточным. Основные залежи строительного сланца найдены на Кавказе и в Уральских горах.

Если провести воображаемую прямую линию от вершины Лысой горы в Тутальских скалах прямо на север, то она пройдет через «Бойцов камень». Это тот самый, что находится у села Ярское, Томской области и в районе которого, поздней осенью 1918-го года, по слухам, была спрятана часть золота Колчака. Далее прямая линия выйдет на берег Лагерного сада в Томске, примерно в том самом месте, где в прошлом веке были засыпаны входы в подземные ходы, потом точно совпадет с направлением проспекта Ленина в Томске. На этом проспекте ранее наблюдались неоднократные провалы в пустоты под улицей, и далее, и далее, до самого устья Енисея. Туда, где, возможно, стоял древний славянский город. И остановится эта линия на берегу Карского моря, недалеко от Диксона, как раз в предполагаемой земле прародителей руссов. И расстояние от вершины Лысой горы до побережья океана будет равно 2000 км. Не слишком ли много совпадений на одну воображаемую прямую линию, нарисованную на карте.

Происки…

На реке Томь, в районе Тутальских скал, разработку сланца начали вести с 1931 года и добывали его как кровельный и отделочный материал. Об этом свидетельствуют публикации в районных и краевых газетах. Но здесь возникают первые противоречия между публикациями в газетах и хозяйственной деятельностью разработчиков рудника, состоящих из жителей села Поломошное и станции Тутальская. Старожилы не смогли вспомнить ни одного дома или казенного здания покрытого природным шифером. В основном пользовались дранью из «листвяги» и очень редко, если позволяли средства, кровельным железом, привезенным из Томска. Следующее противоречие заключается в том, что сланец этого вида добывается карьерным способом путем выпиливания из массива скальных блоков с последующим их расщеплением, но работы велись сугубо взрывным способом, о чем неоднократно писала краевая пресса. И для чего-то прокладывались длинные шурфы и глубокие штольни, которые круглосуточно стерегла вооруженная охрана. Также проводились горные работы вокруг Лысой горы венчающей собой поворот реки на север в непосредственной близости от поселка «Сланцевый рудник». И сегодня можно обнаружить обвалившиеся траншеи, в которых заметны деревянные крепи засыпанных входов в подземелья. Это позволяет проследить направление выработок, ведущих к центру горы. Всё эти нелепости, можно было объяснять какими угодно причинами, от дилетантства горных изыскателей, до особенностей политической конъюнктуры тех лет. Но! Главным инженером на руднике был Р. Якобсон - дипломированный горный специалист, что автоматически снимает подозрения в какой - либо некомпетентности. Но, тогда что? Что явилось причиной закрытия рудника чуть ли не в один день? Что, заставляло комсомольцев рудника в 1938 году проводить нелепые общественные акции  походы по поиску полезных ископаемых от села Поломошное до Томской Писаницы? Да ещё в десятикилометровой береговой зоне, когда геологические изыскания в пойме Томи были проведены специалистами годы назад.

Но! Пазлы начинают складываться, если предположить, что добыча сланца была лишь удобным прикрытием для поиска чего-то другого. Можно же пофантазировав, сказать, что сотрудники НКВД искали входы в легендарный подземный ход, тянущийся от Томска до Тутальских скал. Даже в наше время в СМИ и в материалах местных краеведов регулярно упоминается тема этого грандиозного древнего сооружения. Если это так, то становится понятным, и быстрое сворачивание горных работ на руднике, и ликвидация в 1964 году посредством взрывов, последних входов в пресловутые подземелья. В которых уже начали теряться дети из ближайших пионерских лагерей (хотя в различных архивах тех лет нет ни одного подтверждающего документа на этот счет). Но жители сёл и города Юрги, хорошо помнят трагический случай, когда пропали дети.

Эта необыкновенная версия объясняет многое, кроме одного. Есть ли этот подземный ход на самом деле. Ведь собранные трудами исследователей доказательства косвенные, из разряда скорее да, чем нет. Траншеи и штольни, с каждыми годом все больше, осыпаясь зарастают акацией и соснами. И лишь молва  сказка о подземном городе под горой, жива. Легенда жива и она даёт пищу для фантазий новому поколению искателей легендарного подземелья.

Сергей Столяров

краевед