Бабьи жуки
На 497 километре правобережья Томи в протоке безымянного островка находится этот уникальный геологический разрез Бабий камень. Правильно его называть Бабей камень с ударением на букву е. Разрез представляет большой интерес для палеоботаников, а название свое получил по одноименной горе высотой 426 метров, на северо-западном склоне которой он и находится. В 2013 году здесь проходила Московская экспедиция отряда палеоэнтомологов и палеоботаников.
С тридцатых годов прошлого века флору и фауну этого места пристально изучали ученые палеоботаники и энтомологи. Найдены в большом количестве каменные отпечатки жуков, цикадок и тараканосверчков обитающих на территории Сибири 200 мл. лет назад. Уникальность этого разреза ещё в том, что на нем, возможно, изучать изменение фауны при переходе от пермского периода к триасовому, что встречается в одном месте крайне редко.
Добраться до разреза возможно, если при проходе по правой стороне острова Еловского у нижней его оконечности уйти к маленькому безымянному островку с малозаметной и мелководной протокой у правого коренного берега. Протока проходима сплавом даже в межень. Есть на ней пара скальных выходов, но они легко проходимы, особенно если прижаться к этому островку. Лучше заходить сверху, так как, идя снизу придется грести против течения, а оно в этой протоке достаточно сильное.
На выходе из протоки находится другой интересный объект Рябой или Поляковский камень. О нем на следующей странице.
По следам Степана Крашенинникова
Участник камчатской экспедиции Степан Крашенинников в конце сентябре 1794 г., путешествуя по заданию И. Мессершмидта вниз по Томи от города Кузнецка до губернского Томска вел повёрстные дневниковые записи. С его слов река в ту осень сильно обмелела, да так сильно, что участникам сплава приходилось больше брести по воде пешком, протаскивая три тяжелые деревянные лодки по перекатам, нежели спокойно плыть в них по течению.
Читать далее →Что за шум там?
Общепринято считать, что в глухозимье, рыба, испытывая кислородное голодание, находится в сильнейшей апатии и практически перестает шевелиться. Возможно, это и имеет место, например на малых реках, озерах и прудах, но только не на Томи. Кислорода в нашей реке хватает, и сколько не опускали камеру под воду, видели довольно бодро плавающих окуней, бель, держащуюся поближе к траве и щук привычно стоящих в засадах.