← К списку публикаций

Читать далее Художник земли сибирской
Художник земли сибирской

Народный художник РСФСР Кондратий Белов вырос в Сибири, на берегу  реки Томи, в селе Пача Кемеровской области. Село Пача  осталось в творчестве художника-пейзажиста одним из  главных лейтмотивов.  И не удивительно, что свой жизненный путь он завершил, работая над  последней картиной - «Село моей юности». С возвышенности, где  Кондратий Белов в 1917 году любовался своим  селом, фотограф   Евгений Тамбовцев  запечатлел панораму села  Пача в наши дни.  И приходиться признать, что 100 лет назад  сельская улица, увенчанная  храмом, была красивее.

Читать далее Барды Сибири 10 лет встречают победный май на речных волнах
Барды Сибири 10 лет встречают победный май на речных волнах

Бардсплав - так называют авторы-исполнители сибирского региона своё ежегодное путешествие по реке Томь в  канун празднования дня Победы. И нынешний их водный поход не стал исключением. Барды- экстремальщики посвятили 80-ти километровый марш-бросок по большой воде 70-летию Победы.Для участия в экстремальном переходе прибыли представители городов: Кемерово, Новокузнецк, Томск, Междуреченск, Юрга.

Читать далее Легенды тутальской писаницы
Легенды тутальской писаницы

По словам жителей Юрги, ходивших по древним туннелям в 1950-60-х  годах, по «главному подземному ходу можно было двигаться неделю до следующего выхода на поверхность».
В те же годы в туннелях потерялась группа подростков и власти приняли решение, все входы в подземный город,  взорвать.

В ожидании рассвета

В 1662 году боярский сын Михаил Кулаковский для строительства своей новой заимки выбрал в 76 верстах от Томска высокий береговой склон в пятнадцать саженей высотой. Напротив него, у левого берега, расположился большой остров. В островных протоках нагуливали жир сазаны размером с чугунную сковороду. Рыбы было столько, что весной, вода вскипала на перекатах, поворачивая свое течение вспять от плотных косяков идущей вверх на нерест Обской нельмы. А по осени на плесе плескался таймень, едва помещающийся поперек мужицкой телеги.

Благодатное для жизни место понравилось не только боярину и уже через пару десятков лет поверх берегового ската стояли с резными наличниками избы обращенные окнами на речную долину. Пришло время, и жители общими усилиями поставили церковь, освятив её в честь Николая Чудотворца. Церковный приход был немалый, больше пятнадцати деревень объединяли стены деревянного храма. Почти полтора столетия село Кулаково (Никольское) жило безбедной жизнью.

В 1926 году, уже при советской власти, в селе насчитывалось 140 дворов и шестьсот жителей. Косили сено, выращивали скот, но народа в селе от года к году становилось меньше. Сначала антинародные репрессии, потом война, послевоенное восстановление и развитие народного хозяйства в области уменьшили численность сельчан, в итоге превратив богатое ранее село в обычную деревню, входящую в состав рядового сельского поселения.

Есть в Кулаково чудом сохранившиеся остатки храма Николая Чудотворца выстроенного больше ста лет назад. Завалившиеся его еловые стены, хранят затертые временем контуры росписи на местами сохранившейся штукатурке, а почти сгнившая в труху дранка прибита коваными гвоздями. От чего его не растащили на дрова местные жители или не сгорел он дотла, подпаленный местными лоботрясами? Непонятно. Ведь участь многих деревенских церквей и храмов была именно такой. Но, факт есть факт. Стоят на краю обрыва сложившиеся стены, удерживаемые проросшими сквозь них березами. Стоят, словно ожидая часа своего возрождения.

Ещё в деревне есть краеведческий музей в местном доме культуры. Экспонатов в музее не так много, но все собранные раритеты имеют вековую историю. Настоящие, сплетенные из лозы лапти, секреты, изготовления которых любознательным туристам могут рассказать местные краеведы, самобытные прялки, предметы быта из 18-20 веков, а если повезет, то любознательных туристов могут угостить настоящей ухой из свежее пойманной щуки вытомленной в русской печи.

Благодатное место для жизни людей любящих и понимающих свою землю.