← К списку публикаций

Читать далее Художник земли сибирской
Художник земли сибирской

Народный художник РСФСР Кондратий Белов вырос в Сибири, на берегу  реки Томи, в селе Пача Кемеровской области. Село Пача  осталось в творчестве художника-пейзажиста одним из  главных лейтмотивов.  И не удивительно, что свой жизненный путь он завершил, работая над  последней картиной - «Село моей юности». С возвышенности, где  Кондратий Белов в 1917 году любовался своим  селом, фотограф   Евгений Тамбовцев  запечатлел панораму села  Пача в наши дни.  И приходиться признать, что 100 лет назад  сельская улица, увенчанная  храмом, была красивее.

Читать далее Барды Сибири 10 лет встречают победный май на речных волнах
Барды Сибири 10 лет встречают победный май на речных волнах

Бардсплав - так называют авторы-исполнители сибирского региона своё ежегодное путешествие по реке Томь в  канун празднования дня Победы. И нынешний их водный поход не стал исключением. Барды- экстремальщики посвятили 80-ти километровый марш-бросок по большой воде 70-летию Победы.Для участия в экстремальном переходе прибыли представители городов: Кемерово, Новокузнецк, Томск, Междуреченск, Юрга.

Читать далее Легенды тутальской писаницы
Легенды тутальской писаницы

По словам жителей Юрги, ходивших по древним туннелям в 1950-60-х  годах, по «главному подземному ходу можно было двигаться неделю до следующего выхода на поверхность».
В те же годы в туннелях потерялась группа подростков и власти приняли решение, все входы в подземный город,  взорвать.

Тайдон река

Географически сложилось так, что город Зеленогорский стал некой границей, выше которой река Томь становиться таёжной красавицей Кузбасса. По берегам к небу устремляются величественные сопки, поросшие остроконечными пиками елей и пихт, могучими кедрами и пряной ивой. Поражают взор уходящие за горизонт горные хребты Салтымаковский и Тыдын. Воздух наполняется таёжным ароматом хвойных и буйного травоцветия.

Первые горные

Помимо множества безымянных ручьёв и малых речек с названиями, воды Томи здесь начинают питать настоящие горные притоки, реки образованные ледниками горных вершин и чистейшими таёжными родниками. Первым таким крупным притоком, на двадцать пятом километре выше Зеленогорска, является Тайдон. Конечно, если быть до конца честным к читателям, то первым притоком выше Зеленогорска будет горная речка Малая Осипова. Её крутой нрав, и скалистые ущелья, по которым несётся белый от кислорода поток воды, делают её труднодоступной для туризма и рыболовства. По этой причине мало кто решается подняться по Осиповой. К тому же огромное количество медведей населяющих её пойму заставляет задуматься - а надо ли? Другое дело река Тайдон, значительно превосходящая Осипову по ширине, с отсутствием скалистых порогов и удобными берегами, на которых есть возможность разместить кемпинг. Тем неимение, это никоим образом не принижает достоинств Тайдона, а наоборот делает его популярным для большинства рыболовов Кузбасса, охотящихся за хариусом и тайменем.

Ловить с умом

Основным объектом спортивной рыбалки в Тайдоне, конечно же, является хариус, обитающий в его чистейших водах круглый год. В отличие от основной численности тайменя, поднимающийся в Тайдон на нерест, а затем вновь скатывающийся в Томь, хариус с переменным успехом ловиться весь период открытой воды, а так же зимой на незамерзающих участках и подо льдом. Размер хариуса от устья, до границы заповедника Кузнецкий Алатау, не велик. Прежде всего, это обусловлено типичным поведением лососевых, к отряду которых относиться хариус - чем выше по реке, тем крупнее. Во вторых егерский контроль в заповеднике осуществляется на более высоком уровне, чем до его границ. Нахождение в заповеднике без соответствующих разрешений запрещено и грозит серьёзными штрафами. А уж о браконьерстве и речи быть не может - пустят по миру. Тем неимение, и до заповедных границ есть места, где Тайдон может щедро наградить добропорядочного рыболова хариусами хороших размеров. Естественно если рыболов знает такие места и хорошо разбирается в ловле этой чудесной рыбки. Третьей же причиной, по которой размер хариуса в нижнем течении Тайдона оставляет желать лучшего, является большой прессинг и неправильный подход к его ловле самими гражданами. Принципу поймал - отпусти, по моим наблюдениям за несколько лет, придерживаются единицы. Набить кан хариузятами по 10 -15см., для многих там считается нормой. Вроде "не качеством, так количеством" Эта зараза поражает не только Тайдон, к примеру, на Томи повсеместно от горе рыболовов страдают щуки, окуни, налимы, плотва. А ведь Тайдон в сотни раз меньше и мельче. Впоследствии возникают разговоры о том, что рыбы в Тайдоне нет. А откуда же ей взяться, уважаемые, когда Вы сумками мелочь вывозите? Вот Вам для сравнения следующий факт. Между устьями Малой Осиповой и Тайдона, всего каких то 5 километров. А ведь уже на первых перекатах Осиповой ловиться хариус 150 - 200граммов. Тем временем как Тайдон радует такими хариусками только в восемнадцати километрах от устья, в районе устья реки Улуманда. Ну а уж если такое расстояние по Осиповой пройти, то и на килограммовых чернышей нарваться можно. Вот Вам и труднодоступность и отсутствие человека. Получается что не рыбы в Тайдоне нет, а элементарной этики у рыболовов.

Кладовые здоровья

Люди равнодушные к рыбной ловле, предпочитающие этому занятию сплавы, наслаждаются таёжной природой Тайдона, его вкусной питьевой водой и романтикой туризма. Отдых на этой реке всегда заряжает положительными эмоциями и здоровьем. По берегам реки растут целебные травы, дикие кустарники малины и смородины, огромные вековые кедры щедро усыпаны шишками. Уровень воды в Тайдоне круто меняется на протяжении всего летнего периода. Ливневые осадки способны в одночасье превратить чистую мелководную реку в стремительный мутный поток, несущий с огромной скоростью обломки деревьев и вывороченные кустарники. Но спустя несколько сухих и жарких дней, уровень вновь приходит в норму и кристальная горная вода вновь становиться пригодной для питья. С конца августа по октябрь, при отсутствии затяжных осенних дождей, Тайдон сильно мелеет, что делает его практически не проходным для маломерных судов. По акватории Тайдона, в этот период способны двигаться лишь специальные водомётные катера, судна на воздушной подушке и аэролодки. Тайдон пересекают несколько автомобильных направлений, двигаться по которым способны только хорошо подготовленные внедорожники, квадроциклы, многоосные грузовики и гусеничная техника.

Великий Алатау

В пятидесяти километрах от устья, на левом берегу Тайдона, расположен посёлок Медвежка. Здесь река делает резкий поворот и уходит по бурлящим перекатам за границу заповедника Кузнецкий Алатау. С каждым километром вверх по течению, Тайдон сужается, поток воды становиться стремительней и прозрачней, перекаты круче, всё больше напоминают пороги, а стены тайги словно берут в тиски, прорывающегося сквозь скалистые ущелья бойца Тайдона. Здесь рыболов запросто может столкнуться, что называется лицом к лицу с лосем, медведем, росомахой, маралом, косулей и другими таёжными обитателями. Неожиданно мелководный Тайдон резко срывается в глубокую тёмную яму, служащую квартирой для крупных тайменей. Полутрометровые исполины находят в ней убежище, притаившись под стволами затопленных вековых деревьев. Это Килькина яма. Получила она своё название в честь таёжной речки Килька, чуть ниже ямы впадающей в Тайдон. Поднимаясь выше по крутым перекатам, густо насёленным трофейным хариусом, взору предстаёт устье реки Баянзас. Чистейший поток заповедной горной воды стремительно несётся к Тайдону, представляя собой сплошной перекат с отчётливо просматривающимся дном на сотню метров верх. Дно Баянзаса - мозаика из цветных округлых валунов, потрясает воображение смотрящих в него. Под огромной треугольной сопкой, Баянзас с грохотом врывается в Тайдон.

Находясь в этом удивительном месте, наблюдая чудесное слияние двух чистейших таёжных рек, испытываешь чувства радостного волнения в груди, эмоции переполняют и уносят разум куда-то вдаль над таёжными сопками. С трепетным восторгом созерцаешь всю эту красоту и мощь природы. А красавец Тайдон уходит всё выше, теряясь за сопками вечно зелёного и первозданного Алатау.