Под флагом РГО
Река Томь удивительная река, обладающая интересными возможностями для развития регионального туризма. Уникальный природный ландшафт речной поймы, археологические и этнографические памятники, объекты культурно-исторического наследия, в совокупности с отличной рыбалкой в среднем и нижнем течении, создают привлекательный образ для национального и международного туризма.
Последние четыре года, работая над книгой о голубой артерии Кузбасса «На одной реке», мне, как автору, не один раз пришлось пройти по Томи от станции Лужба, расположенной на границе с Хакасией, до деревушки Козюлино стоящей на левом берегу реки неподалеку от устья при впадение в Обь.
Вот и этой осенью, уже в последних числах сентября, я вновь совершил водномоторный переход от г.Новокузнецка до г. Юрги. Целью этой пятидневной экспедиции было проведение осенних пейзажных фотосессий и изучения ситуации на предмет организации водных туристических маршрутов по Томи и малых рек впадающих в неё. В этот раз, уже ставшие привычными четыреста километров водной глади были пройдены под флагом Русского географического общества, который любезно предоставил мне заместитель председателя Кемеровского отделения РГО России, профессор эколог Андрей Егоров.
Считается, что основной трудностью в осуществлении различных туристических маршрутов по реке Томь, это её маловодность в периоды летней и осенней межени. Существует мнение, что раньше Томь была полноводней и поэтому по ней ходили пароходы. Не могу с этим согласиться, так как старожилы, выросшие на реке, хорошо помнят неоднократные сильные её обмеления. Даже в записях дорожного журнала Степана Крашенинникова, участника второй Камчатской экспедиции, проходившей по Сибири три столетия назад, встречаются прямые указания на сильное обмеление Томи. Так осенью 1734 года вода упала настолько, что движение на лодках группы путешественников по реке стало затруднительно. Река всегда была такой же, как и сегодня, это уже позже, в период организации регулярного пароходного сообщения между Томском и Кузнецком за рекой стали следить и на выделяемые царской казной средства расчищать речной фарватер. Мало кто помнит, но в районе деревни Новороманово, в начале прошлого века был взорван большой камень, торчащий посредине реки и сильно мешающий проходу паровых судов. В этом месте и сейчас находится трудно проходимый для винтовых судов каменистый перекат. Трудно проходимый для винтовых, но не для современных скоростных судов оборудованных водометными движителями. Глиссирующий водометный катер, вмещающий от семи до десяти пассажиров-туристов, легко пройдет, все речные перекаты и сможет подняться до г. Междуреченска и даже выше.
Вторая видимая трудность развития организованного туризма по Томи, это неустойчивость погоды в регионе. Для туриста водника велика вероятность попасть в полосу затяжных дождей и холодных северных ветров с внезапными шквалами поднимающих весьма серьезные волны. Поэтому во избежание различных чрезвычайных ситуаций должна быть выстроена система кемпинговых стоянок дающих приют промокшим и продрогшим туристам.
И третья составляющая успеха туристического предприятия, и надо отметить, что самая важная - экологическая. Никто на реке, от людей, до различных представителей флоры и фауны, не застрахован от внезапных выбросов отходов производственной химии и иной ядовитой гадости. За один год в воды Томи промышленными предприятиями Новокузнецка, Кемерово и Томска сбрасывается больше 350 тысяч тон отходов. Фактически до поселка Осиновое плесо дно реки окрашено в густой черный цвет угольно-мазутной тины. И если бы не свежее вливание чистейшей воды четырех известных горных речек, берущих начала на ледниках Кузнецкого Алатау, и не уникальная способность Томи к самоочистке, любоваться цветными камешками на её дне было бы невозможным до самого устья. Вот и в день моего отхода от Новокузнецкого берега поверхность реки была покрыта белой пеной явно не органического происхождения. Вода была такой грязной, что помыть руки после сборки лодки пришлось водой из питьевой канистры. Каково же было мое удивление, когда на первых километрах пути по городской акватории я не раз видел торчащие удочки из прибрежных кустов. На мой взгляд, ловить рыбу в пригороде города металлургов - только дорогостоящие приманки мазутом портить.
Так отчего водный туризм в среднем течении Томи пока ещё так мало организован? Объяснить это можно труднодоступностью района для автотранспорта, отсутствие какой-либо связи и развитой инфраструктуры. С другой стороны такая территориальная закрытость для массового посетителя является своеобразной защитой первозданности природы. Хотя в последние годы наблюдается резкое увеличение количества рыболовов и туристов-сплавщиков Томь по-прежнему радует людей рыбалкой и окрестными видами. Среди путешественников, владельцев пасек и заимок, существует своеобразный кодекс поведения на реке. И встретить безлюдный, но полностью оборудованный палаточный кемпинг на берегу обычное дело, никто ничего чужого не возьмёт, разве только случайный косолапый проявит любопытство и пошерудит хозяйское добро.
Места эти приглянулись не только российским любителям таежной природы. Все больше иностранцев посещают эти дикие места, увозя с собой на родину массу положительных воспоминаний. Под них строятся новые базы отдыха и если раньше возможно было пройти по реке полдня не встретив ни одного человека. То сегодня шумы от лодочных моторов не смолкают даже по ночам. Медленно, но верно река заново осваивается людьми и если обратить на неё чуть больше внимание, позаботится о её здоровье, то она отплатит людям чистой водой, отличной рыбалкой и первозданной природой.