СЕМЕЙНЫЙ БИЗНЕС
Душу нагибать не следует - быстро устает или О том, как бывший работник градообразующего предприятия вместе со своими детьми помогает Юрге избавиться от моно-зависимости.
Продукцию малых производственных предприятий - ООО «Юргинская мебельная компания» и ООО «ЮКОММ» - в Юрге знает каждый. Одно изготавливает корпусную мебель, другое – матрасы под брендом Somni.
Но далеко не каждый знает, что у обоих предприятий один «корень» – семья Беловых. Глава семьи Николай Александрович Белов - основатель бизнеса, а его сын Александр и дочь Ирина (по мужу она теперь Мушкина) – директора этих предприятий.
- Как создавался ваш семейный бизнес? Откуда деньги, знания и опыт?
Николай Белов: - После конверсии на Юрмаше, где я работал начальником цеха по выпуску оборонных заказов, вынужден был искать работу. И нашел ее в одной из первых коммерческих структур города. Компания имела несколько направлений деятельности, в том числе было и производство по изготовлению мебели. Именно тут я начал работать и изучать новое для себя дело. Спустя несколько лет, компания разделилась. И я выбрал для себя мебельное производство, потому что был с ним уже знаком и знал его рынок. Но я не был тогда один - изначально нас было трое. Мы объединили свои личные заработанные средства и решили организовать собственное дело. Нам повезло, мы приобрели недорого здание и б\у оборудование. Так в 2006 году было создано ООО «Юргинская мебельная компания», людьми, имевшими небольшой опыт работы с мебелью, но желавших заняться ее производством.
- Почему купили производство, а не магазин?
Николай Белов: - Да потому, что в душе мы все были производственниками. А душу нагибать не следует - быстро устает.
- Но вы сами признались, что имели небольшой опыт работы с мебелью. Кто производство налаживал?
Николай Белов: - Мы разыскали и пригласили к себе специалистов с бывшей мебельной фабрики. Потом стали приходить новые люди и учиться у тех, кто хорошо знал, как работать с мебелью. Ну, и все вместе учились у рынка. Сейчас на двух предприятиях трудится 54 человека.
Немалым подспорьем в деле служит наше базовое высшее образование. Я инженер-механик, окончил Кузбасский политехнический институт. Сын Александр - директор «Юргинской мебельной компании», специалист в области прикладной информатики. Дочь Ирина – генеральный директор «ЮКОММа» - товаровед-эксперт.
Ирина Мушкина: - Мы с братом пришли на производство после окончания института, Саша в 2006, я в 2007 годах. Начинали с рядовых должностей. А руководить производством папа доверил нам только после приобретения практического опыта и знаний непосредственно на рабочих местах. Учились у специалистов, работавших в компании с начала ее образования.
- У вас в цехах современное оборудование. Все на собственные средства приобретено? Господдержку не получали?
Николай Белов: - Господдержка нам была оказана в части возмещения затрат и процентов по кредитам на приобретение оборудования, благодаря чему мы добились многого.
Еще во время приобретения предприятия было понятно, что необходимо заняться (как только появятся финансовая возможность) заменой морально и физически устаревшего оборудования.
Начало этого процесса было положено в 2010 году, когда мы приобрели первые 3 единицы техники. И далее шли по плану, который был нам по силам. С 2012 по 2014 год приобрели еще 9 станков. На модернизацию производства тратили оборотные средства предприятия и заемные средства - кредиты банка.
В 2011 году впервые попали под программу господдержки предпринимателей - нам возместили часть затрат на приобретение оборудования. Полученные субсидии вместе с оборотными средствами предприятия пошли опять на приобретение оборудования в 2012 году. В 2014 году опять попадаем под программу возмещения части затрат на приобретение оборудования. В итоге за 5 лет замена оборудования составила 95%: повысилась производительность труда; качество выпускаемой продукции; увеличился ассортимент, как следствие, повысилась зарплата работников предприятия с 6965 рублей в 2009 году до 14131 рублей в 2014 году.
- Как удается развиваться малому производственному предприятию на таком высоко-конкурентном рынке, да еще в кризис?
Николай Белов: - Продукция обоих наших компаний рассчитана на покупателей с небольшим достатком. Но практика показала, что такие покупатели и самые требовательные ккачеству. Поэтому недорогая и качественная продукция, а также малые сроки изготовления, обеспечивают предприятию свою нишу на этом высоко-конкурентном рынке.
- А кто ваши основные потребители? Юргинцы?
Ирина Мушкина: - Рынок сбыта обоих наших предприятий - Сибирский регион: Кемеровская, Томская, Новосибирская области и Красноярский край. И, конечно же, юргинцы и кемеровчане широко пользуются всевозможными услугами, что мы им предлагаем. Особенно им нравится делать мебель по своим собственным эскизам.
- Ассортимент вашей мебельной компании очень разнообразен, чем он определяется?
Александр Белов: - Спросом покупателей. Именно они для нас законодатели моды. Полет их фантазии - вот наша граница. Мы делаем все: от табуретки до сложнейших шкафов-купе. Например, только мебели для прихожих до 30-ти наименований. Мы можем изготавливать мебель для квартир с очень изогнутыми стенами. Недавно конструктор разрабатывал мебель настолько своеобразную, что шкаф получился пятиугольным, иначе никак нельзя было его вписать в квартиру. Строители «нафантазировали» такие вот стены.
Корпусную мебель делаем любую, - как по индивидуальным заказам, так и серийно. Для детских садов, школ, больниц… Вся мебель у нас сертифицирована.
- А в 2009-м ваша мебель для детских садов была удостоена золотой медали «ITE Сибирская ярмарка», матрацы «Классика» в 2012 году - золотой медали лауреата Межрегионального конкурса «Лучшие товары и услуги Сибири-ГЕММА -2012». Но рынок не стоит на месте. Даже в Юрге сегодня немало производителей мебели. Кого считаете своими конкурентами?
Николай Белов: - Конкурентов корпусной мебели по именам не называем, чтобы не загордились, но их не много. А «гаражники» нам конкуренты только в цене, потому что они не совсем правильно платят налоги и не несут другие затраты для выпуска качественной сертифицированной продукции. Матрацы же в Юрге делает только наш «ЮКОММ».
Ирина Мушкина: - Конкуренты у «ЮКОММа» есть, и не только в Кузбассе, но мы стремимся к усовершенствованию нашей продукции, чтобы не ударить в грязь лицом перед нашими клиентами.
- А на кого равняетесь?
Николай Белов: – Не надо на кого-то равняться, надо самим работать. Делать только качественную мебель, и тогда будет клиент, он будет доверять и покупать. У нас есть покупатели, которые нашей мебелью по индивидуальному заказу обставляют всю квартиру: сделали кухню или гостиную; появились деньги - заказывают мебель для детской и так дальше. Такое доверие дорогого стоит. Качество - это кредо наших компаний.
Ирина Мушкина: - Мы просто работаем с удовольствием. Постоянно занимаемся развитием нашего бизнеса. Например, «ЮКОММ» до 2013 года выпускал один вид матрацев, сейчас уже 7. В хорошие месяцы выпускаем матрацев до полутора тысяч квадратных метров, а можем и до 2,5 тысяч. И это только в одну рабочую смену! А качество, да, у нас во главе угла, для этого приобретаем новое оборудование, новые материалы.
- Ирина, вам 27 лет, а вы уже руководите коллективом из 14 человек гораздо старше вас, нелегко приходится?
Ирина Мушкина: - Бывает и нелегко. Но я учусь, где только можно. И чтобы быть ближе к коллективу, перешла из офиса в цех. И теперь всегда рядом с рабочими. Меня от них ничто не отделяет. Могу заверить, это очень помогает в работе. Производство матрацев – поточное. Тут важна слаженность действий людей, а потому и морально-психологический климат в таком едином организме, важен. И мне приходится иногда выступать и примирителем, и третейским судьей.
- Каким видите свой бизнес через пять лет?
Ирина Мушкина: - Через пять лет мы будем на рынке с новыми предложениями и еще более усовершенствованным производством.
Александр Белов: – Хотели бы видеть фабрику полного цикла, то есть, наряду с корпусной мебелью и матрацами, выпускать и мягкую мебель. Мы хотим, чтобы человек пришел к нам и заказал все! Абсолютно все, что касается мебели. И мы к этому уже идем планомерными шажочками. Поиск специалистов – это первое. Второе - расширить площади фабрики для серийного производства мягкой мебели. И вообще перечень вопросов, которые требуют постепенной и тщательной проработки широк: финансы, техническая база, сопутствующие производства. Для производства мягкой мебели сопутствующие производства крайне важны. Только с их организацией можно говорить о мебельном бизнесе как таковом.
И мы, конечно, хотели бы на этапе становления иметь государственную поддержку. А когда предприятие сформировано, мы уже должны и будем полагаться только на себя.
Николай Белов: – Через 5 лет я хотел бы отойти от дела, чтобы его полностью продолжали дети.
И вы не опасаетесь оставить на детей бизнес, которому отдали так много сил и средств?
Николай Белов: - Я в своих детях уверен на 100%. Они росли в тяжёлые
90 -е годы, когда я начал заниматься бизнесом. И они видели и претерпевали все те трудности, которые приходилось преодолевать, нам, их родителям. И понимали уже тогда: если не трудиться, то денег не будет. А воровать они не научены. Они будут трудиться.
Зять Степан Мушкин у меня толковый и тоже производственник. Степан работает с дочерью на одном производстве, хорошо разбирается в технике. Он её правая рука. Все оборудование ЮКОММа на нём. Так что компания детей моих просто отличная. И я в них не сомневаюсь.
Николай Александрович, если бы вам сегодня пришлось делать такой же выбор, как и в 90-е, вы бы пошли в бизнес?
- Однозначно пошел бы. Уже не вижу жизни без бизнеса. Я здесь сам себе хозяин. Сам рискую, сам отвечаю за все.
- И чтобы вы посоветовали молодым, которые сегодня стоят перед таким выбором? Душу не нагибать?
- Думать своей головой. Кто хочет нормально жить и хорошо зарабатывать, тому надо создавать собственное дело. Жизнь будет беспокойная, но интересная. А если всего бояться и сидеть под мамкиной юбкой и за папкиной спиной, ничего своего никогда не будет. Все достигается тем, насколько собственная голова хорошо думает, и руки растут из правильного места. А если ни того, ни другого нет, то никто ничем помочь не сможет.
И еще уверен: непременно нужно учиться! Базовое образование должно быть. Сегодня очень сложные налоговая и бухгалтерская системы, и без специалиста тут не обойтись. Но человек, который руководит всем, должен знать и понимать основы и того, и другого. И так во всех направлениях, что касается собственного дела.
В малом бизнесе можно найти себе применение и без образования. Например, ремонтировать обувь, мыть окна, печь пирожки. В бизнесе всем найдется место – это широкое поле деятельности. Молодежи нужно заниматься бизнесом. Но сначала запастись терпением и начать с приобретения практического опыта, где-то поработать на производстве, в компаниях, чтобы понять, что и как, для самого себя, определить свою цель. Если голова будет соображать, то и дело пойдет. А если не хочешь круглосуточного беспокойства, тогда ищи теплое оплачиваемое место и сиди там всю жизнь.
Раиса ДАНИЛОВА
На снимках: дети Николая Александровича Белова – Александр и Ирина
Фото Евгения ТАМБОВЦЕВА.

Хобби мужчин. Самые популярные.
Почти у каждого представителя сильного пола есть хобби. Очень широк и разнообразен мир мужских увлечений, и порой непонятно как все можно успевать, еще при этом быть в курсе всех последних событий. Сегодня мы поговорим о Топ 10 хобби мужчин.
Читать далее →Егор Жуков из села Проскоково
В селе Проскоково живет Егор Жуков, для которого лошади стали смыслом и целью жизни. Егор учится в Томском сельхозинституте на ветеринара и разводит в родном селе сибирских породистых лошадей.