История развития водномоторного спорта в Кузбассе
Они были первыми
Бурное развитие водномоторного спорта в СССР началось в начале пятидесятых годов прошлого века. В 1952 году, после длительного перерыва, было проведено первенство СССР, а с 1956 года оно уже проводилось ежегодно.
До 1956 года наши спортсмены не могли похвастаться высокими скоростями, которые не превышали 60 км/час. Объяснялось это тем, что возможности форсирования серийных двигателей, выпускаемых в Советском союзе, давно были исчерпаны и для роста скоростей необходимы были более мощные моторы. Некоторые спортивные коллективы закупали двигатели за границей. А там где была возможность, например при машиностроительных предприятиях, занялись созданием собственных и усовершенствованием уже имеющихся моторов. Начало шестидесятых годов, это время установления многих скоростных рекордов, как на внутрисоюзных, так и на мировых трассах.
В основном, спортивные водномоторные общества, развивались в классах моторных лодок и скутеров класса СИ и СА. Хорошо себя чувствовали весовой класс глиссеров ГА-250 с двигателем М-21(Волга) в 1962 году был поставлен рекорд СССР в 98,8 км/час.
Для развития класса катеров серьезным препятствием было отсутствие промышленного их выпуска, а значит дороговизна покупных моделей и слабые возможности, по проектированию и строительства собственных судов на местах.
Водномоторный спорт в Юрге начался с конца пятидесятых годов с момента покупки профсоюзной заводской организацией Юргинского машиностроительного завода, четырех дюралевых лодок с подвесными моторами. В начале шестидесятых был организован спортивный водномоторный клуб Чайка, базирующийся на городской пристани. Первым руководителем был ленинградский инженер Борис Борисович Комаров, и первые страты проводились в классе мотолодок, где любители гонялись в черте городской акватории, на уже имеющихся казанках. Скоро появились первые, самостоятельно построенные скутера, с маломощными подвесниками типа десятисильной Москвы. Руководителем бурно растущего спортивного клуба стал Алексей Николаевич Пономарчук. В это же время клуб переехал к железнодорожному мосту Транссиба через Томь. Так как места для всех водномоторников в черте городской пристани стало уже не хватать.
Администрация Юргинского машиностроительного завода старалась не отказывать в технической и иной помощи своим спортсменам водномоторникам. В их распоряжении был мощный научно-производственный потенциал крупного оборонного предприятия. Результаты не заставили себя ждать. В 1975 году на Кубке СССР, а это очень престижное рейтинговое соревнование тех лет. Юргинцы стали победителями в командном зачете. История водномоторного спорта в СССР не знала подобного случая, чтобы провинциальная клубная команда поднялась на высшую ступеньку почета.
Евгений Тамбовцев
Продолжение следует
На групповом снимке: Команда победителей Кубка СССР по водномоторному спорту, 1975 год. Верхний ряд слева направо: мастера спорта СССР Виктор Поддубняк, Сергей Драгун, Александр Герасимов, Юрий Драгун. Слева направо нижний ряд: мастера спорта СССР Анатолий Кусов, Виктор Лузан, Николай Гараничев(капитан команды), Виктор Драгун.
На снимке: Алексей Николаевич Пономарчук. Мастер спорта СССР по водномоторному спорту. В 70-е годы многократный призер РСФСР в классе катеров. Длительное время руководил спортивным водномоторным клубом «Чайка»