Мрасские пороги
Легенда
Легенды говорят, что на Мрассу раньше порогов не было. Была быстрая река протекающая в одном месте по темному ущелью. Скалы в ущелье были настолько высокими насколько можно себе представить и даже солнце не могло пробиться сквозь нависающие глыбы камней. Те же из людей, кто рисковал спускаться по реке освещали себе путь факелами в кромешной тьме.
Предки нынешних шорцев обратились к великану - хозяину горы, с просьбой нельзя ли уничтожить ущелье. Всю зиму велись переговоры и только, когда весна начала вступать в свои права, великан согласился и назвал свою цену за работу. Цена была его страшна. Он потребовал в качестве оплаты жизнь старушки Манак - известной травницы умеющей заговаривать полученные охотниками раны.
Жители окрестных улусов стали горевать, так как старушка эта была многим из них родственницей. Никто не отел расставаться с ней. Собрались они у её дома и не знали, как поступить им.
«Не тужите, - сказала бабушка Манак, - я с радостью уйду в мир иной. Достаточно я пожила на этом свете и уже устала от света дневного».
Села она на плотик из двух бревен и улетела по стремнине реки в ущелье. И тут же рухнули скалы, стали биться раскалываясь на части в воде камни образуя пороги. А рухнувшую гору люди, стали называть Манак. Передавая из поколений в поколения эту историю.
Рыбалка
Рыбалка для шорцев издревле носила подсобный характер. Технология ловли представляла собой разлиные конструкции ивовых морд и жердяных ящиков(ашпар), которые подставлялись к проходу в заранее сделанных загородках плотинах из камней или запруд-заездок из камней в виде угла направленного вниз по течению реки.
Крючковые снасти(переметы) изготовлялись из костей, нити или лески плелись из трав и тонких жил животных.
В начале ХХ века у шорцев широко применялись сети из конского волоса длина которых достигала до пятидесяти метров. Окружая ими участок реки они ударами шестов загоняли в ловушку рыбу. На воде сети держались с помощью поплавков из бересты, а нижний край утяжелялся скругленной галькой имеющей специальные процарапанные борозды для её крепления к сетям.
Интересно, но ещё сегодня можно встретить шорских мальчишек с длинно палкой в руках с петлей из лесы на конце, которой они ловят мелких щук в заводях и участках рек без течения.
Есть сведения, что шорцы успешно промышляли рыбу, подстреливая её из луков с привязанной бечевой стрелой.
Охота
В начале 20-го века в охоте у шорцев преобладал пушной промысел. Мужчины родственники, собираясь в артели, охотились преимущественно на своих участках, стараясь не заходить на «чужие» территории. Основной промысел проводился в два этапа. Первый по первому снегу до начала декабрьского глухозимья. Второй этап охоты начинался с января и заканчивался уже весной до самого начала таяния снегов в апреле.
В условиях горной тайги у шорцев лыжная палка с крюком на одном конце (коек) преобразовалась в посох с лопатообразной ложкой на одном конце. Посох имел многочисленные функции. От использования в качестве оружия, до разгребания снега и разведения талкана - ячменного толокна. До сегодняшнего дня этот посох используется таежными охотниками так как замены ему просто нет.
Кровавый камень
Кызыл-гая
«Кызыл» по шорски красный или красивый. Печальная история о ревнивой любви была записана в конце девятнадцатого века священником Алтайской духовной миссии протоиреем Василием Вербицким.
Тысячу лет назад, жили на берегу Мрассу девять братьев. Когда они выросли, то один за другим женились. Невесты были одна другой краше. А какие хозяйственные, любое дело спорилось в их руках. Под стать своим мужьям охотникам, которые без добычи ни разу не возвращались из тайги. Любого зверя могли взять и не было им равных в охотничьем промысле. И лучший среди них был младший брат.
Но отличался он не только своим охотничьим мастерством, но и нравом крутым. Не помнил себя в гневе. Боялись его люди за резкий характер.
Однажды ушел он на охоту и среднего брата с собой прихватил. И так они увлеклись зверя добывать, что потеряли счет дням. А когда пришли в себя от охотничьего азарта не смогли понять, сколько время прошло. Спустились с гор, а внизу трава по пояс, лето в самом разгаре. Испугались братья, что потеряют их любимые жены и бросились в свой улус.
А там и ждать давно уже перестали. Ведь десять лет минуло, как ушли они в тайгу. Жены все слезы выплакали, и жить заново стали. Замуж снова вышли, детей рожать от новых мужей стали.
Несчастье напало на улус, когда вернулись братья. И если средний брат горевать начал, то младший вскипел от гнева, бросился в новую берестяную юрту своей бывшей жены, вывел всю её семью на высокий камень у реки и убил всех и даже детей малых не пожалел.
Крови было так много, что стекала она три дня и впиталась в камень на века. Вот и стали камень назвать Кызыл-гая
Говорят, что наслал младший на весь свой род проклятие своим поступком. Сам вскорости сгинул в горах и всех братьев за пару лет за собой утащил. В семьях потомков этого рода всегда рождается только один мальчик, да и тот погибает, как только женится и ребенка родит.