← К списку публикаций

Егоровы лошадкиЕгоровы лошадкиЕгоровы лошадки
Читать далее Художник земли сибирской
Художник земли сибирской

Народный художник РСФСР Кондратий Белов вырос в Сибири, на берегу  реки Томи, в селе Пача Кемеровской области. Село Пача  осталось в творчестве художника-пейзажиста одним из  главных лейтмотивов.  И не удивительно, что свой жизненный путь он завершил, работая над  последней картиной - «Село моей юности». С возвышенности, где  Кондратий Белов в 1917 году любовался своим  селом, фотограф   Евгений Тамбовцев  запечатлел панораму села  Пача в наши дни.  И приходиться признать, что 100 лет назад  сельская улица, увенчанная  храмом, была красивее.

Читать далее Барды Сибири 10 лет встречают победный май на речных волнах
Барды Сибири 10 лет встречают победный май на речных волнах

Бардсплав - так называют авторы-исполнители сибирского региона своё ежегодное путешествие по реке Томь в  канун празднования дня Победы. И нынешний их водный поход не стал исключением. Барды- экстремальщики посвятили 80-ти километровый марш-бросок по большой воде 70-летию Победы.Для участия в экстремальном переходе прибыли представители городов: Кемерово, Новокузнецк, Томск, Междуреченск, Юрга.

Читать далее Легенды тутальской писаницы
Легенды тутальской писаницы

По словам жителей Юрги, ходивших по древним туннелям в 1950-60-х  годах, по «главному подземному ходу можно было двигаться неделю до следующего выхода на поверхность».
В те же годы в туннелях потерялась группа подростков и власти приняли решение, все входы в подземный город,  взорвать.

Егоровы лошадки

Полтора столетия назад, в сорока верстах по Кузнецкому тракту от губернского Томска, стояла небольшая деревенька Минаево. Там-то, и родился у поволжского крестьянина Михайло, прибывшего в Сибирь переселенцем, непутевый сынок Гришка. Народился и сгодился, но не как радивый, заботящийся о своих домочадцах крестьянин, а как лиходей и разбойник с большой дороги. С юных лет отличался Гришка своенравием, то мамку напугает до смерти, спрятавшись за сараем, то соседских ребятишек сподвигнет на шаловство. А потом с ухмылкой наблюдал, как верещат они, отвечая за содеянное, перед суровыми отцами, охаживающими их вожжами.

Так и вырос Гришка. Сильный! Девки, из соседских сел заглядываясь на него, теряли дар речи. Рослый! Многие молодухи вздыхали украдкой, видя его богатырство в конных рядах на сельских ярмарках. А Гришка, не обращая внимания на женский интерес, шалел от любви к лошадям. Бывало, приглянется ему на рынке коняшка и шепчется с ней, и шепчется, пока хозяин, ревнуя, не прогонит его подальше от своего товара. Гришка, нехотя отойдет, зло сверкнет белками глаз в сторону сельского скупердяя и замолчит, погруженный в свои думки. Не давали ему покоя чужие богатства, нажитые, как он считал, обманом и воровством. Мечтал он, что разбогатеет скоро сам. От того и случилось с ним эта история.

Однажды он увидел на пасхальной ярмарке белого коня. Рослого, под Григория своей статью удавшегося; сильного, не копыта, а пни еловые; грива такая, что чесать её целый день и не расчесать. Не стерпел Гришаня, вскочил на него и, пересилив высокие деревенские заборы, исчез в сумраке соснового леса на окраине деревни. Назад ходу у него уже не было.

И стало с того дня тревожно на Кузнецком тракте в районе извилистой речки Кандереп. То купчишку заезжего растрясут по мелочам, спасибо хоть в живых сохранят. А то и по крупному, целый обоз сразбойничают. Да так, что бегут оставшиеся в живых хозяева пропавшего товара в губернский Томск, и пишут жалобы в полицейскую управу на лесного лиходея на огромном белом коне.

Вот с тех пор и прозвали это место Проскоковым, как и село стоящее у тракта. Проскочили лихое место, значит, повезло, слава Богу. А как дошли до соседней деревни Варюхино, где государевы казачки на постое стоят, значит, пора лагерь ставить и обед варить. Благо, что одна деревня от другой, в трех часах лошадиного бега стоит.

Так это было или нет, достоверно неизвестно. Но в народе прижилась именно эта история. А, как говорится, дыма без огня не бывает.


Это сказка. А быль будет о том, что живет в селе Проскоково Егор Жуков, для которого лошади стали смыслом и целью жизни. Егор учится в областном центре на ветеринара и разводит в родном селе сибирских породистых лошадей. Впервые Егор сел в седло трехлетним ребенком, а в девять лет начал самостоятельно ухаживать за ними:

- Как можно не влюбиться в этих больших и сильных животных, – говорит он, - В них сочетается красота и сила. Они умны, и если подружатся с кем-либо из людей, то на всю жизнь.

У Егора Жукова есть мечта. После окончания института организовать в родном селе конный клуб:

- Места у нас красивые, - продолжает рассказывать Егор, - Можно заниматься конным спортом, конными походами, организовать конюшню для постоя лошадей и даже проводить иппотерапию для детей и инвалидов.

Сегодня в денниках его конюшни стоят несколько лошадок. У каждой свой темперамент и свой характер. Каждой требуется особый подход. Хозяйство хлопотное, требующее постоянного внимания. Но Егор справляется и даже лошадиные роды принимает сам:

- Мои лошади - основа моей жизни, – говорит он, – Без них я не мыслю себя. И очень надеюсь, что все задуманное, у меня получится.

У Егора Жукова из села Проскоково всё получится. Работы он не боится, учится для того, чтобы своё дело вести современно, не вслепую. И верит в свои силы, в своё дело. И дело у него –любимое, а это и значит, что успех будет.

Сибирь имеет свою давнюю историю коневодства. Начинается она с аборигенных алтайских лошадок, затем пришли бурятская и тувинская породы. С момента освоения Сибири русскими, началось скрещивание казачьих и местных пород лошадей. Появились их новые типы, например Кузнецкая порода лошадей. Кто знает, может именно Егоровы лошади, дадут в процессе селекционной работы, совершенно новую породу. Но это уже совсем другая история.

Евгений Тамбовцев

фото автора

Юргинский район (Кемеровская область)