← К списку публикаций

РЭД "Вездеход" на озере СветломРЭД "Вездеход" на озере СветломРЭД "Вездеход" на озере Светлом
Читать далее Художник земли сибирской
Художник земли сибирской

Народный художник РСФСР Кондратий Белов вырос в Сибири, на берегу  реки Томи, в селе Пача Кемеровской области. Село Пача  осталось в творчестве художника-пейзажиста одним из  главных лейтмотивов.  И не удивительно, что свой жизненный путь он завершил, работая над  последней картиной - «Село моей юности». С возвышенности, где  Кондратий Белов в 1917 году любовался своим  селом, фотограф   Евгений Тамбовцев  запечатлел панораму села  Пача в наши дни.  И приходиться признать, что 100 лет назад  сельская улица, увенчанная  храмом, была красивее.

Читать далее Барды Сибири 10 лет встречают победный май на речных волнах
Барды Сибири 10 лет встречают победный май на речных волнах

Бардсплав - так называют авторы-исполнители сибирского региона своё ежегодное путешествие по реке Томь в  канун празднования дня Победы. И нынешний их водный поход не стал исключением. Барды- экстремальщики посвятили 80-ти километровый марш-бросок по большой воде 70-летию Победы.Для участия в экстремальном переходе прибыли представители городов: Кемерово, Новокузнецк, Томск, Междуреченск, Юрга.

Читать далее Легенды тутальской писаницы
Легенды тутальской писаницы

По словам жителей Юрги, ходивших по древним туннелям в 1950-60-х  годах, по «главному подземному ходу можно было двигаться неделю до следующего выхода на поверхность».
В те же годы в туннелях потерялась группа подростков и власти приняли решение, все входы в подземный город,  взорвать.

РЭД "Вездеход" на озере Светлом

Мороз,тайга и бездорожье...

Рыболовно - экспедиционное движение (РЭД) "Вездеход" достигло цели - озера Светлого (север Томской области) . Проверив свою морально-физическую подготовку, вездеходовцы Евгений Апальков и Роман Трубицын, подняв планку своих достижений повыше, пошли дальше к морозам, на северо-восток. И семидневная лыжно-рыболовная экспедиция по Верхнекетскому таежно-озерному району по маршруту оз. Светлое - оз. Близнецы, состоялась.

Записано со слов капитана экспедиции Евгения Апалькова:

Как мы ехали в Палочку

«Наша заброска отличалась от прошлых выходов тем, что продолжительность нашей автономки превысила пять дней, до этого мы проводили максимум по две ночи подряд в палатке. Дистанция лыжного перехода выросла до сотни километров по очень сложному лесо-болотистому рельефу. Тут постоянно присутствовал риск выхода из строя снаряжения. От того работа по подготовке пешего перехода перешла на новый, более серьезный уровень. Это и тщательная проработка маршрута, и детальная разработка путей эвакуации на всякие форс-мажорные случаи, типа, неожиданно вымокли в незамерзшем болоте и все спички промокли. И встретив, как и положено, с семьями Новый год, мы с Романом с раннего утра первого дня нового года, стали готовиться к долгожданному для нас, выходу на север Томской области.

Автотрасса на Асино, в ночь на второе января, была практически пуста. В городе остановились наскоро перекусить, и я сменил Романа за рулем. Уличный термометр показывал минус 15 по Цельсию и полный штиль.

Уже под утро прибыли в поселок Палочка, где созвонившись с егерем Максимом, получили от него указание, как добраться до его базы. Паркуемся, выгружаем снаряжение и переодеваемся. По ходу получаем ценные указания и вот, наши ноги шагают по тонкому путику среди редкого елового хвойника. Тропа петляя, то выводит нас на открытое пространство болота, продуваемое противным низовым ветром, то пересекает очередную речушку с обрывистыми берегами. Ещё темно и чтобы не сбиться с направления, идем, ориентируясь по редким звездам. Тропу постоянно пересекали следы от снегоходов, мешая комфортному движению. Это и стало причиной того, что мы сбились с пути. Где-то незаметно сошли с нужного следа и, не почуяв подвоха, встретили рассвет намного севернее, на берегу реки Алсет.

Зимовье, озеро, дедок

Красота северного утра была необыкновенная. С востока по небу словно разлили розовую и фиолетовую краску и снизу подсветили мощным прожектором. Морозец тем временем набирал силу, было уже минус 22 градуса. Оглядевшись, сориентировались и, откорректировав направление, пошли дальше. Многочисленный мелкий кустарник и карликовые елки на луговых болотах цеплялись за лыжи, а если приходилось идти по замерзшему руслу очередной безымянной речки, то переметы и сугробы сбивали с ритма, сильно снижая скорость движения. Вокруг же, все покрылось серебряным инеем, который переливаясь в лучах солнца, сильно слепил глаза. Через пару десятков километров уперлись в зеленую гриву. Верный признак того, что впереди озеро. Так и оказалось - озеро, но, не наше. Среди ельника увидели избушку и рядом баньку. Дверь не заперта, на полках полный комплект рыболовных снастей, заготовлены продукты и дрова. Видно, что зимовье часто посещается и готово к приему гостей. Чуть далее увидели старую просеку, которая по карте как раз выводила на нужное нам озеро. Но снега на ней по пояс, а значит дороги для нас нет. Связь от «Мегафона» ещё доставала и созвонившись с егерем дали ему наши координаты с привязкой к озерцу и избушки. Нам было категорично велено расположиться в ней и ждать. Затопили печь, поели, отогрелись и услышали гул двигателя снегохода. К нам спешили гости, или даже хозяева.

Это оказался местный дедок на «Буране», который приехал ставить капканы на соболя. Удивившись нашему виду, предложил пробить путик по просеке. И даже попробовал это сделать, но по свежему снегу «Буран» зарюхался уже через десяток метров. В этом озере водился только карась, рыба, к которой мы не были готовы, поэтому Роман пошел отдыхать в избушку, а я стал фотографировать окружающую красоту. Уже заканчивая фотосъемку, услышал ещё один снегоход, это был наш егерь Максим. Быстро грузим вещи и на санях по темноте выдвигаемся в деревню. В дороге не обошлось без приключений. Сани налетели на торчащую палку, и мы, с рюкзаками и лыжами разлетелись в стороны. Темень, все лицо в снегу, пытаюсь встать, рядом кто-то возится, включаю фонарь, это Роман пытается тоже встать.

Из темноты раздался голос Максима:

- Живые?!

- Да!- закричали в один голос мы.

Собираем вылетевшие вещи, продолжаем путь дальше. Прибыли в деревню в шесть вечера, термометр показывал минус 32 градуса. Сразу начали решать самый главный вопрос, как нам сегодня добраться до озера Светлого, не хотелось тратить завтрашний день на заброску. Максим сначала не соглашался, но после того когда объяснили, что вся экспедиция идет коту под хвост, поддержал наш авантюризм. Произвели дозаправку снегохода, перекурили, перекрестились и со словами: « С богом», скрылись в ночной тайге.

И скрылись в ночной тайге

Следовало преодолеть двадцать два километра по рекам, лесам и болотам в кромешной темноте. В начале девятого прибыли на озеро, за это время еще похолодало, и градусник уже показывал за тридцать пять мороза. Сгружаем вещи, при свете фонаря выбираем место для палатки и пока Рома очищал площадку от снега, я заготавливал лапник.

За двадцать минут наша хижина была установлена и подготовлена к запуску. Пока устанавливали лагерь, выяснилось, что дежурный рюкзак уехал с егерем обратно в деревню, а там и набор для розжига печи и котелок с газовой плиткой. Поматерив себя, вспоминаю, что еще полтора года назад спрятал в безрукавку спас - набор из сухого горючего и охотничьих спичек. Уже, хваля себя за такую предусмотрительность, растопил печку и подготовил спальные места.

И вот он, самый лучший момент таких трудных суток сутки! Мы на месте, пьем кофе с бутербродами в теплой палатке. По соседству с нами была изба, в которой проживали  рыбаки из Кузбасса. Пригласили к себе в гости, за рюмочкой чая прошло знакомство. Они забросились в зимовье ещё накануне, двое на своем снегоходе, а двое с егерем. За день взяли четырех приличных щук в среднем по три килограмма каждая и немного окуня от трехсот до семисот граммов. Уже ночью, когда побрели в свою палатку, градусник показывал минус тридцать семь. В палатке же около двадцати градусов тепла, почти домашние условия.

Рыбалка - это рулетка

Утром, позавтракали, и, сразу на лед. Температура приближается к сорока мороза, но желание поймать рыбу глушит разум. Сходу ловлю пару матросов, и все затишье. У Романа по тому же сценарию. Ходим, бурим, но результат очень скромный. Правда размер стал радовать от 300 до 500 граммов каждый, были жесткие поклёвки с отрывом мормышки и с обидными сходами. Я пробовал на мормышки и столбик, Рома на блесну и балансиры. Самой результативной стала блесенка - столбик с золотой расцветкой. Половив так рыбку, решаем выдвинуться к лагерю, погреться да пообедать.

Наши соседи решили тоже сделать перекур. Сварили суп на всех и, пока шел процесс приготовления, делились своими впечатлениями о клёве. Все грешили на скачок погоды, вчера был клёв, а сегодня как отключили. За ночь не сработала не одна жерлица. Послеобеденная рыбалка, была еще хуже. С шести лунок, две рыбы у меня и пять у Романа.

По сумеркам вернулись в лагерь, протопили палатку, переоделись, провели обсуждение прошедшего дня. Земляки опять пригласили к себе в гости, на дружеские посиделки с кофе и вафлями. В компании веселых людей время летит быстро, вот и за полночь и мы, уже собираясь в палатку, получили предложение остаться на ночлег в доме на свободных верхних нарах. С радостью соглашаемся, ведь можно обоим, не отвлекаясь на дежурство, хорошо выспаться.

Жерлицы упорно молчали

Роман в семь утра уже был на льду, я же проснулся намного позже. У наших гостеприимных хозяев начались сборы домой, скоро егерь должен забросить новую группу, а их увести в Палочку. Температура на улице тем временем стала повышаться, вот уже минус двадцать пять с хвостиком, правда дул низкий ветерок и от того казалось еще холоднее, чем вчера. Дойдя до Романа, вижу рядом с ним всего трех окуньков. Кое - как поймали живца и поставили жерлицы.

Придя в лагерь, познакомились с новой группой рыбаков. Ребята прибыли из города Северск - Паша, Сергей и Саня. За обедам, поговорили о том, о сем и опять на лед. За старания рыболовный бог наградил Рому бонусом, прислал штук десять отборных, под килограмм каждый, окуней. Ключиком была маленькая блёсенка с подсадкой мотыля. Жерлицы упорно молчали.

Вечером, вернувшись со льда, занялись бытовыми делами. Наступала ночь перед Рождеством, сделали праздничный ужин и, выйдя на гладь озера, запустили сигнальную ракету. Мы с Романом легли пораньше, так как рано утром выдвигались в радиальный выход на озёра Близнецы. Туда и обратно около тридцати километров.

И тогда идите меня искать

Ранний подъём, сборы и вот мы уже бредем по путику в сторону заветных озер. По лесу шли хорошо, но когда вышли на болото, хоть караул кричи. Путик был задут, в свете фонаря еле- еле виднелся низкий буртик. Пройдя так 14 км, понимаем, что где-то промахнулись.

Выдвигаемся обратно, к часу дня находим нужный сверток, до озера осталось совсем ничего. Рома предлагает, не рисковать и возвращаться в лагерь, но я так хотел дойти до озера, что решаюсь идти один. Отдохнув, беру у Ромы волокуши и держу путь на «Бычьи яйца» (народное название озёр Близнецы, представляющие собой два озера, разделённых пятиметровой перемычкой). С Ромой договорились, что если я к десяти вечера не выйду, пусть начинают поиск.

Пока шел, наслаждался красотой местной природы, вокруг видел огромное количество свежих лосинных следов. И вот наконец, долгожданное озеро, пробираюсь через валежник и кусты и попадаю на лед.

Снега по пояс, отхожу от берега пару сотен метро и начинаю бурить, пробую ловить. Но погода сделала свое дело, даже живца не удалось поймать. Рыбалка это рулетка, а время неумолимо летело, и пора было выдвигаться обратно.

Идти было очень тяжело, особенно по болоту. Но каким-то чудом я добрел до лагеря преодолев почти три десятка заснеженных верст. Подходя к лагерю, увидел, что Рома еще рыбачит.

Он помог мне добрести до палатки. Согревшись, делюсь своими впечатлениями, ужинаем, и спать, завтра нужно до 12 собраться, и ждать егеря.

Мы так хотели

Утро ушло на неспешные сборы и к часу дня, услышали гул снежика Максима. До поселковой базы добрались без приключений. А в одиннадцать вечера, того же дня, уже сидели дома за столом с близкими. Вели свой рассказ – как там живется людям в ТАЙГЕ.

  Экспедиция получилась очень насыщенной, были сложности и экстремальные ситуации. Новые знакомства. И настоящая трудовая рыбалка, короче, всё, как мы хотели.