Потрогать историю руками
Перефразируя известное выражение, я говорю, на планширь корабля руку положа, «О такой экспедиции мечтал давно». От коллег по Русскому географическому обществу узнал об удивительном человеке из Томска - Александре Бойцове. Он собственноручно изготовил реплику Петровского ботика. И сейчас организует экспедицию по Оби до северного морского хода русских поморов. По телефону договорился о встрече.
Именно так я и представлял Александра: ясность во взгляде и четкость в мыслях. От такого не скроется речная мель, накрытая ветреной рябью, и ни один шквал не сможет неожиданно навалиться на парус шлюпки. Более десяти лет потратил он на осуществление мечты. А именно, построить своими руками копию исторического судна - ботик «Святой «Николай», принадлежавший Петру Великому. В мире существует всего две реплики этого судна. Одна в г. Санкт-Петербурге, вторая, та, что построил Александр, зимует на пристани в городе Томске. Если судьба первой реплики быть музейным экспонатом, то второй борт готовится к серьезной экспедиции по маршруту поморов 16-го века.
Строительство ботика завершилось в 2016 году, ещё год ушёл на создание исторической оснастки для него: пошив парусов и создание оригинального такелажа. В августе 2017года ботик успешно прошел испытание на Томской короткой волне. Выявленные мелкие недочеты уже устранены. И в мае- июне 2018 года намечен старт первого этапа экспедиции от Томска до Обской губы.
Идея путешествия длинной в три навигации, у Александра созрела давно. Он планирует на историческом судне пройти поморским маршрутом вниз по Оби. И дальше, до так называемого Ямальского волока, у современного поселка Сё-Яха. Посёлок стоит на восточном берегу полуострова Ямал, в пятистах километрах на север от устья самой длинной реки России - Оби. Именно сюда поморы приводили свои кочи, преодолевая, где по мелким речушкам и озерам, а где и волоком с помощью ворота из бочки и шеста, великую сушу полуострова.
В этом путешествии объединены два интересных исторических события. Одно из них - северный поморский путь в златокипящую Мангазею. А второе, это то, что путешественников будет нести на себе дедушка русского флота - фактически прибрежная парусная шлюпка. И она мало приспособлена для длительных морских путешествий. Тем интереснее будет пройти по запланированному маршруту, хотя трудностей ожидается немало. И если плавание по Оби не представляет особой сложности, то северные ветра и холодные волны Карского моря, будут представлять серьезное препятствие для небольшого парусного судна.
На втором этапе экспедиции планируется дойти до устья реки Таз и подняться по ней до места, где стоял первый русский заполярный город Мангазея. И в третью навигацию уйти на запад, в Печорскую губу, поднявшись затем по реке Печора, до Пустозёрского городища . Этот старинный город был заброшен в начале 20-го века.
В ходе путешествия планируется осуществлять маршрутную фото- и – киносъёмку. На их основе будут созданы фильм и книга, посвященные путешествию и истории освоения русского севера. На первом этапе маршрута команду Александра Бойцова будет сопровождать экипаж от журнала «Томские плёсы» и Русского географического общества.
Евгений Тамбовцев