По следу Степана Крашенинникова
Осенью 1734 года, в последних числах сентября, участники второй камчатской экспедиции на трех лодках дощанниках с командой из служивых людей в тридцать человек, прошли вниз по Томи от Кузнецкой крепости до Томска. Во главе отряда стоял академик И. Гмелин, а в помощниках у него был студент Петербургского университета, будущий русский ученый географ, исследователь Сибири и Камчатки Степан Крашенинников.
Осенью 2016 года, примерно в это же время, фотожурналист, член Русского географического общества России и Союза журналистов России, путешественник по родному краю Евгений Тамбовцев в одиночку, на четырех метровой моторно-весельной лодке ПВХ, повторил маршрут великого исследователя Сибири. Целью этого водномоторного перехода было выявление временных изменений русла реки Томь в сравнении с архивными дневниковыми записями Степана Крашенинникова. А также обкатка будущего туристического маршрута «По следу Степана Крашенинникова».
Дорожный журнал
Дорожный журнал Степана Крашенинникова, на пути от Кузнецка до Томска, был первой самостоятельной работой порученной ему профессором Миллером. Причиной тому, видимо была природная наблюдательность студента, отмеченная многими членами второй Камчатской экспедиции. В хронологическом порядке с указанием расстояния в нем описывался путь небольшого отряда в тридцать человек по сильно обмелевшей той осенью Томи.
Низкий уровень осенней межени в конце сентября 1794 года сильно затруднял движение лодок экспедиции. По описанию он вполне мог быть такой же, как на фотографии, где экипаж мотолодки Крым пытается пройти по узкому речному фарватеру среди отмелей под Ильинским мостом. Старожилы же, помнят время, когда русло реки уходило к правому берегу. Ныне там пересыхающая к середине лета протока острова Мамонтов. Сегодня судовой ход проходит вдоль левого крутояра перед селом Ильинское. В районе левобережной д. Шорохово, 566км от устья реки, р. Томь разбивается островами Антоновский и Краснов на множество проток.
Сегодня русло реки проходит вдоль левого берега (на снимке протока справа). Степан Крашенинников в своих дневниковых записях упоминал про правобережную д. Тихоново, а это значит, что русло реки в 17-м веке шло вдоль правого берега (на снимке левая протока).
27.09.1734г.
...Из Кузнецка города до Томска поехали мы с господином доктором, взяв оттуду одного татарскаго толмача и вожа, водою, на трех лотках, вниз по Томе реке...
…Около полуночи в Терехину деревню приехавши, свету дожидаться принуждены были, понеже две лотки на мель стали, из которых одну уже поутру из оные деревни, людей пославши, с мели сняли…
Утром следующего дня три лодки Степана Крашенинникова полные людей, отошли от берега деревни Терехино и весельным ходом пошли вниз по реке. Связанные в кильватер вожжами им удавалось держаться середины струи речного течения и от того, они без приключений прошли перекаты у Першуткиного острова, удачно увернулись от острых камней Барзаского порога. Пройдя за день по реке 42 км, члены экспедиции к вечеру добрались до Мамышевых юрт, ныне это заброшенный поселок Георгиевка на правом берегу Томи. С трудом преодолев стремнину переката у самой деревни, экспедиция была вынуждена встать на ночевку в связи с большим обмелением реки Томь. Уже намного позднее этот перекат прозвали горячим. Из-за стремительного течения он не замерзал даже в декабрьские морозы.
28.09.1734г.
...Першуткину деревню проехавши, приплыли в вечеру в Камышевы татарские юрты, в которых живут тюлиберские татары, где мы ночевать принуждены были, понеже для великих на Томе реке мелей ночью никоим образом ехать невозможно было. У сих татар юрты очень худо построены, иные на подобие руских изб, а иные из досок зделаны, круглые и на подобие башни в верху сведены, и все землею так осыпаны, что издали никак не можно за юрту признать, двери так малы, что немалому человеку почти полском лесть в них надобно. А полу в них нет, а на средине их зделан комель, в котором днем и ночью, зимою и летом огонь безпрестанно кладут. Мы, в сии юрты приехавши, ни единой почти бабы не видали, понеже они думают, что к ним неприятели идут, все в лес разбежались...
Продолжение в следующем номере