← К списку публикаций

Читать далее Художник земли сибирской
Художник земли сибирской

Народный художник РСФСР Кондратий Белов вырос в Сибири, на берегу  реки Томи, в селе Пача Кемеровской области. Село Пача  осталось в творчестве художника-пейзажиста одним из  главных лейтмотивов.  И не удивительно, что свой жизненный путь он завершил, работая над  последней картиной - «Село моей юности». С возвышенности, где  Кондратий Белов в 1917 году любовался своим  селом, фотограф   Евгений Тамбовцев  запечатлел панораму села  Пача в наши дни.  И приходиться признать, что 100 лет назад  сельская улица, увенчанная  храмом, была красивее.

Читать далее Барды Сибири 10 лет встречают победный май на речных волнах
Барды Сибири 10 лет встречают победный май на речных волнах

Бардсплав - так называют авторы-исполнители сибирского региона своё ежегодное путешествие по реке Томь в  канун празднования дня Победы. И нынешний их водный поход не стал исключением. Барды- экстремальщики посвятили 80-ти километровый марш-бросок по большой воде 70-летию Победы.Для участия в экстремальном переходе прибыли представители городов: Кемерово, Новокузнецк, Томск, Междуреченск, Юрга.

Читать далее Легенды тутальской писаницы
Легенды тутальской писаницы

По словам жителей Юрги, ходивших по древним туннелям в 1950-60-х  годах, по «главному подземному ходу можно было двигаться неделю до следующего выхода на поверхность».
В те же годы в туннелях потерялась группа подростков и власти приняли решение, все входы в подземный город,  взорвать.

Горка Матвеича

Ещё в устье Нижней Терси обнаружилось, что запасы питьевой воды подходят к концу. Вроде мелочь, особенно, когда кругом вода, но после дождей все речные притоки помутнели, а о наличии родников по берегам старая лоция Томи ничего не сообщала. И найти чистую воду неожиданно стало проблематично. Рассудив, что проще спросить о роднике у «первых встречных», чем тратить время на самостоятельные поиски, я продолжил свой маршрут, Увлекшись прохождением речных перекатов и сравнением их с картой. Сразу после Арзасского переката – 462­й километр – река упирается в красивый скалистый берег и поворачивает почти под прямым углом влево, оставляя по правую руку протоку, Светлую (или, как её называют рыбаки и охотники­ Ярыгу). Перекат Аразаский так себе, и если идти по струе, то ничего сложного. Пару раз, дернув румпель мотора в его водоворотах, выкатился на плес перед Орлиной Косой. На правом берегу в распадке виднелась крыша домика, а у кромки воды стояли три фигуры. Одна из них призывно махнула мне рукой. Озадачившись, я все же подошел к берегу метров на двадцать и вежливо спросил о возможности пополнения запаса воды.

– Так вот же родник, ­ услышал я в ответ. ­ Я и машу тебе рукой, вижу, тебе вода нужна. Подходи, у меня тут все воду берут. Стараясь сохранять невозмутимость, я набирал пятилитровую канистру, краем глаза отслеживая пристальное внимание к себе. На камне у родничка стояла металлическая кружка. Поняв, что я просто обязан испить из неё, налил её до краев. Степенно, мелкими глотками пил холодную воду, уже понимая, что она необыкновенно вкусна. ­ Ну что, набрал? ­ нетерпеливо спросил старший из компании мужчина. – Ты кто, корреспондент? Пошли, рассказывать тебе буду. Взглянув на свою лодку, я увидел торчащую головку фотоштатива. Поняв, откуда такая проницательность, кивнул головой и, поставив канистру, протянул новому знакомому руку: ­ Евгений. ­ Матвеич, – услышал в ответ. Рука у него была сухая и теплая. ­ Ну, вы идите, а мы пойдем с человеком поговорим, – обратился он к своим спутникам, мужчине и женщине лет около пятидесяти. Те сноровисто загрузились в свою «дюральку» и завели движок, а мы стали подниматься в гору. ­ Тут все воду берут и брали. Ещё когда леспромхоз работал. Специально приезжали и набирали целыми флягами, – слышал я от словоохотливого Матвеича, пока, стараясь не споткнуться, лез по тропинке вверх. ­ А ты сам, откуда будешь?

Из Юрги?! Из Новокузнецка?! А почему один идешь? Дикое же место. ­ Да так. Люблю один ходить, никто не мешает, – отвечаю, переводя дыхание. ­ Вот и я тоже один люблю, ­ признался он. Уже позже, сидя на деревян­ной скамейке с вырезанным ножом именем «Матвеич», на скалистой горке рядом с каменной пирамидкой полутораметровой высоты, я услышал его удивительную историю. Историю человека, проработавшего в кузбасской шахте около трех десятков лет. Исколесившего половину Сибири. Вышедшего на пенсию и обосновавшегося в этом месте, лучше которого, по его словам, он так и не нашел. Даже на Алтае его тянуло имен­но сюда ­ на эту скалистую горку у протоки Светлой. А пока мы осторожно шли по камням на вершине, под кото­рые, рассказывал Матвеич, на зимовку приползают сотни гадюк. И если бы я шел без него, укус ядовитой особи был бы мне обеспечен. Змеи облюбовали это место из­-за родника, текущего под скалой даже зимой. ­ Жень, вот знаешь, что я тебе хочу сказать. Есть люди по натуре хозяева. Вот есть у меня такой хороший товарищ. По строи­тельству работает. Хозяин! Он и мой домик строил. Приехал сюда и говорит: «Матвеич, я пять лет не высыпался, а здесь выспался». Камень ­ он же не просто так. Он же оказывает воздействие на человека. Да и с НЛО я знаком. Они тут нет­-нет да появляются. В последнее время работал на шахте подземным диспетчером, чтобы выходные были побольше. И, не поверишь, раз ночью на острове ночевал и повстречался с ними, с тарелками. Но говорить об этом не хочу. Всё равно не поверят. Тут каждый, кто ко мне приезжает, приносит свой камень на вершину горки и кладет его в пирамидку. Если посмотреть навскидку, то уже полторы­две тысячи людей у меня побывало.

Даже из Германии приезжают, чтобы положить камешек и загадать желание. И знаешь, говорят, что сбывается.

А камней тут много. Агаты, халцедоны, сердолики. Если потратить полдня, можно насобирать на отмелях с пригоршню. Есть и золотишко, но его, чтобы найти, попотеть надо. Есть и у меня свой найденный особенный камень. Никому не показываю его, пусть со мной будет. Травы тут сильнейшие. Да и сам я их приращиваю. Од­ним словом, тут я уже долго. И одиночество меня устраивает. Хозяйка приедет, погостит и обратно в город.

Ну, ладно. Ты водку­-то пьешь? Пойдем тебе сто грамм налью. Она у меня на травочках, на тутошних. Сам-­то я водку не пью, больше на чаи налегаю, а для гостей завсегда найду. Я и мужикам говорю: «Выпить не грех, а вот курить ­ это от лукавого». И ещё у меня правило. Поймал рыбу ­ не дай Бог проквасил её. Всё! Больше в гости тебя не приглашу. Не люблю жадных! …Послышался шум мотора. К берегу приставал очередной катер. Матвеич отвлекся на новых гостей. Я же, отойдя от берега, махнув ему рукой, прибавив газа, вышел на стрежень реки.

Свой камень в пирамидку я тоже положил и желание загадал. Дай Бог, увидимся ещё, Матвеич.

P.S. Спустя год на каменистой Змеиной горке, стараниями многих людей установили поклонный крест.

Это место историческое — сразу после Арзасского переката Томь налево разбегается плесом. Справа же остается вход в протоку Ярыгинскую – здесь, по преданиям, свирепствовал разбойник Ярыга, бросавший свои жертвы с высокой скалы в воду. Глубина реки в этом месте доходит до восьми и более метров.

Вот и возникла идея поставить поклонный крест, чтобы идущие по реке люди (сегодня это рыболовы, туристы, охотники) находясь под благословением, творили лишь Богоугодные дела. Что касается рыбаков, — чтобы те всегда помнили, что браконьерство на реке – это тоже грех.